На
радио Вести ФМ 1 февраля в передаче Анны
Шафран "Принцип действия" выступал
депутат Госдумы Леонид Калашников. Было
рассмотрено много актуальных тем, но
главной все-таки была проблема АвтоВАЗа.
Стенограмма
выступления Л.И.Калашникова:
-Думаю,
Президент Путин получил тот сигнал,
которые отправлял ему я, как депутат
Госдумы. До этого о проблемах автомобильной
промышленности были извещены Мантуров,
Топилин, губернатор Самарской области
Меркушкин, мэр Тольятти Андреев. В рамках
«Правительственного часа» я просил
разобраться с проблемами АвтоВАЗа
первого замправительства Дворковича.
Были разосланы пакеты документов с
конкретными фактами и моим мнением о
том, что происходит в Тольятти.
В
Правительстве много говорят об
импортозамещении, о борьбе за отечественный
продукт – в реальности все происходит
ровно наоборот.
На
Волжском автозаводе я отработал от
мастера до замначальника управления
почти 20 лет, я знаю там каждую тропинку.
Сегодня на предприятии работает уже не
120 тыс человек, а около 50 тыс. Производиться
не 800 тыс автомобилей, а меньше 400. Вся
социалка с автозавода сброшена на город
и при этом отечественный автомобиль
полностью ликвидирован. Не так давно
были закрыты Научно-технический центр
и одно из самых современных в России
Опытно-промышленное предприятие (ОПП).
Закрыт Волжский машиностроительный
завод – бывшее производство технологического
оборудования, где производилось все от
роботов до любого станка и работало
несколько тысяч человек. Станки выброшены
прямо на снег.
Самое
главное. Новый хозяин завода -
«Рено-Ниссан», иностранец, владеющий
почти 75% предприятия. Естественно, ему
не нужен никакой отечественный автомобиль.
И эти сказки, которые они и Бу Андерссон
рассказывали про уровень локализации
75% – это чистое вранье. В основном все
сейчас идет с запада. Раньше мы производили
своих запчастей около 80-85%.
Что
стал делать «Рено», когда пришел на
завод? То, что на их месте стал бы делать
любой другой. Есть головное предприятие,
оно производит определенные платформы
автомобилей и запчасти для них. Потом
их поставляют и локализует на заводы,
которые работают как сборочный цех. Но
для страны-то это не выгодно. Почему?
Уровень занятости снижается. Свое мы
не делаем, берем турецкое, румынское,
французское. Собираем, по сути, не ВАЗ,
а румынскую машину Датсун или Рено-Логан.
Это не наш автомобиль.
Это
и происходит сейчас, в условиях давления
на нас. А потом они встают и уходят, как
это сделали американцы в том же Тольятти
несмотря на то, что потратили пол
миллиарда долларов на производство
одной машинки GM. Они встали
и сказали – мы уходим и все.
Я
так жить не хочу и думаю, что Путин тоже
не хочет. Он понимает, люди будут выброшены
на улицу. Значение имеет не сам автомобиль
– да, наши автомобили пока еще по качеству
не самые лучшие в мире. Но ведь и Рено и
Пежо тоже не лучше BMW или
Мерседеса. Но они производят свои авто.
Почему? Или китайцы производят все
мировые марки с уровнем локализации
явно выше 50%. Потому что это помогает
развивать автопром в целом. В автомобиль
входит 10 тыс комплектующих, от провода
до электроники, от шины до лака и краски
– все это тоже надо производить.
Задействована вся цепочка: заводы,
которые это все производят и
квалифицированный персонал. Это
высокоразвитая промышленность, а не
просто перегонка нефти за рубеж.
Так
вот в данной ситуации у нас уже нет
отечественного автомобиля. Нет «Волги»,
потому что ее заместили другими авто.
Медведев и все остальные говорят про
импортозамещение, вместо этого мы имеем
полностью импортный продукт. И при этом
еще из бюджета деньги налогоплательщиков
идут, например, на программу утилизации
автомобиля. Что такое утилизация – по
сути мы отдаем деньги в карман иностранцам.
Вот
Медведев приехал 3 дня назад и сказал:
я даю еще 50 млрд на развитие отечественного
автомобилестроения. Мне, конечно, как
депутату из Тольятти, нравиться, что не
будут выброшены на улицу оставшиеся 50
тыс человек. Но, с другой стороны, как
политику мне не нравится, что эти деньги
пойдут завтра дяде Жаку. Почему мои
деньги должны идти туда, где производятся
эти комплектующие? Для этого в Тольятти
создана ОЭЗ, где должны размещаться
производства, которые будут делать
комплектующие для этого авто. А вместо
этого мы получили «Рено» с их комплектующими
и, даже, с их дилерами.
Дилеры
из Ливана прислали мне письмо: они
работали с ВАЗом уже почти 50 лет. Раньше
поставляли «Жигули», но сейчас у них
это право отнимают – теперь Рено будет
поставлять вазовские автомобили.
Правильно ли это? Конечно, нет.
Я
надеялся на приезд Дворковича, поскольку
лично просил его об этом. Он приехал в
Тольятти, посмотрел и уехал. Теперь
Медведев приехал, посмотрел и сказал –
даю 50 миллиардов. На что ты даешь? Мне
нужно чтобы ты имел золотую акцию, как
в Китае, и заставлял иностранца не
социальный взрыв организовывать, а
трудоустраивать людей, платить налоги
государству и именно здесь локализовывать
этот автомобиль. Чтобы ты не закрывал
Научно-технический центр, который был
открыт когда-то на государственные
деньги.
Горбачев
тогда сказал: мы будем производить
хорошие отечественные автомобили, вот
деньги государства, открывайте,
пожалуйста, НТЦ. Были построены шикарные
корпуса, создано шикарное конструкторское
бюро. Я там работал. Теперь все это
закрывается, распродается, станки и
инженеры выбрасываются. Закрывается
созданное под НТЦ ОПП, где создавались
новейшие автомобили.
Закрывается
Lada sport, где производятся спортивные
автомобили. В свое время я возил сборную
команду Союза по кроссу и ралли на
соревнования по всему миру – теперь
этого нет. Все будет делаться на конвейере.
Но никто в мире не делает спортивные
авто на конвейере, это глупость! Это
только гендиректор АвтоВАЗа Бу Андерссон
– бывший майор швелской армии может
придумать производить спортивные авто
на конвейере! Чепуха какая-то! И теперь
эту чепуху слушают Дворкович, Медведев,
Путин.
Четверо
неудачных гендиректоров обогатились,
наворовали. Лишь Комаров, надо отдать
ему должное, сделал новое авто – «Весту».
При нем было поставлено новое оборудование
и «Веста» должна была производиться на
ВАЗе. Но приходит Бу Андерссон и говорит:
«Весту» выбрасываем в Ижевск, где не
умеют делать автомобили и где плечо от
Тольятти до Ижевска 600 км. Такой вот
маразм. Меня удивляет некомпетентность
наших руководителей в Правительстве,
которые верят во всю эту чепуху. Прокатили
Путина на «Весте», Медведева на XRAY,
но ведь они не обязаны разбираться в
авто.
Я
отправлял в администрацию Президента
записку, которую меня специально
попросили подготовить. В ней я все это
изложил. Если мы готовим эту записку
для нашего руководства, значит этим
озадачены? Значит, понимают, что все это
приведет к закрытию производства?