» » Сегодня на ВАЗе, что тревожит
Информация к новости
  • Просмотров: 1 788
  • Автор: trudsamara
  • Дата: 22-10-2013, 15:40
22-10-2013, 15:40

Сегодня на ВАЗе, что тревожит

Категория: Аналитика

Туда ли едет ВАЗ?
Президент АвтоВАЗа Игорь Комаров впервые среди россиян получил 9 сентября 2013 года престижную международную премию «Automotive News EUROSTARS» как «лучший руководитель автомобильной отрасли, сумевший добиться отличных результатов для своего предприятия в жёстких условиях развивающегося рынка». Как отмечают редакторы Automotive News Europe, Игорь Комаров стал лучшим, потому что АвтоВАЗ, в 2009 году стоявший у края пропасти, сегодня — полноправный партнёр альянса «Рено—Ниссан». Лидер российского рынка динамично развивается: завершил продажи «классических» автомобилей «Лада», делает серьёзные инвестиции в модернизацию и тотально меняет модельный ряд. В то же время деятельность Игоря Комарова, несмотря на столь громкие международные оценки, вызывает большое недоумение в Тольятти.
ЕСЛИ ЧЕСТНО ГОВОРИТЬ, завод лихорадит. Хотя выпущены новые автомобили «Лада Гранта», «Лада Калина», модернизированы «Нива» и «Приора», которые успешно продаются, будущее завода мало кого радует. Новая машина «Лада Ларгус» тяжело приживается на конвейере. Японский автомобиль «Альмера» чуть ли не отторгается всем коллективом: он же начал выпускаться «Ниссаном» лет пятнадцать назад.
И.Комаров говорит во всех интервью, что АвтоВАЗ «будет мультибрендовым производителем». Но в переводе на общепонятный язык это означает, что он станет… автосборочным предприятием. И это АвтоВАЗ, флагман отечественного автомобилестроения, разработавший знаменитую на весь мир «Ниву» и переднеприводные автомобили? В коллективе интересуются: где же новые разработки? Пока планируется только третье поколение «Нивы», да ещё какие-то неясные перспективы с платформами В и С. Конструкторские мощности, созданные на автогиганте с большим трудом, явно не используются в полную силу. Это тревожит всех ветеранов.
Об обоснованности их боли за перспективу родного завода говорит и программа развития АвтоВАЗа до 2020 года, официально опубликованная в Интернете. Инвестиции в модели, запускаемые в производство (а это в основном «Рено — Ниссан»), достигнут 33%. В то же время на развитие научно-технического и опытно-конструкторского комплекса будет выделено всего 6% вложений. Это ли не удушение научной и конструкторской базы предприятия? Что же получается: флагман российского автопрома будет плестись в хвосте у мирового автостроения, выпуская устаревающие модели, разработанные компаниями «Рено» и «Ниссан»? А своих новых автомобилей он выпускать не будет?
Все согласны, что надо было снимать с производства заднеприводные автомобили «Ваз-2104» и «Ваз-2107»: они явно устарели. Но почему в 2012 году прекратили сборку «Лады Самары 2115»? Она же хорошо продавалась. Она нужна людям, у которых ещё недостаточно денег на иномарки. Да и другие автомобили АвтоВАЗа теперь продаются уже по высокой цене… Сейчас совсем немного выпускается машин «Лада Самара Ваз-2113», а в основном идёт сборка «Ваз-2114». Но их тоже снимут с производства в декабре этого года, несмотря на то, что они хорошо продаются, практически наравне с автомобилем «Приора».
«Лада Самара» — вообще самый популярный автомобиль российского производства, имеющий идеальное соотношение качества, цены и эксплуатационных характеристик. Благодаря масштабному рестайлингу он стал в один ряд с популярными недорогими европейскими марками. Зачем же снимать его с производства? В управлении по маркетингу объяснили, что это связано с тем, что на рынке появились более современные, безопасные и лучше оснащённые хэтчбеки «Лада Гранта». Сейчас среди автомобилей «Лада Самара» и «Лада Гранта» даже наблюдается острая конкуренция. Да, действительно, конкуренция есть. Но пусть выбирает покупатель. «Ладу Гранту» можно купить от 279 до 430 тысяч рублей, а «Ладу Самару» — от 285 до 302 тысяч. Есть разница?
Не гонится ли АвтоВАЗ за прибылью в ущерб интересам покупателей? Не обделяет ли он их? Проще говоря, «не раздевает ли»? Ведь его автомобили всегда считались привлекательными благодаря своей цене. К тому же они, безусловно, конструктивно надёжны в дорожных условиях России.
КУРС НА СМЕНУ МОДЕЛЕЙ избран серьёзный. В сентябре создано новое подразделение ООО «Совместная закупочная организация» (СЗО). Возглавлять её будут иностранные руководители. Перед ними ставится задача «управлять определённым параметром совместной деятельности трёх компаний в области закупок, в частности, в области промышленного оборудования, силовых агрегатов и автомобилей на совместных платформах».
В ведении СЗО и стоимость, и сроки поставок комплектующих, «а также развитие отношений с поставщиками для углубления локализации комплектующих в России». Но главная задача — «привлекать мировые компании для включения в панель поставщиков АвтоВАЗа и альянса «Рено—Ниссан», что будет способствовать обновлению технологий и улучшению качества российских поставщиков». Если вдуматься, у тольяттинского предприятия тревожные перспективы. От реализации таких планов выиграют мировые компании—поставщики комплектующих. Но наши отечественные могут пропасть ни за что ни про что. Если «Ладу Самару» снимут с производства, это станет серьёзным ударом по отечественным поставщикам комплектующих.
Особо следует подчеркнуть, что, по оценкам специалистов, одно рабочее место в автомобилестроении создаёт 6—8 рабочих мест на заводах-смежниках. Таким образом, в орбиту кооперационных связей АвтоВАЗа вовлечено 6 миллионов работников. А если учесть членов их семей, то судьба 20 миллионов человек зависит от перспектив головного завода. 20 миллионов человек могут пострадать!
Автовазовцев волнуют не только перспективы родного завода, но и зарплата. Сегодня она у рабочих и ИТР колеблется в границах 12—20 тысяч рублей. А Тольятти — город дорогой, что признаётся вполне официально. Нет денег, потому что завод стал нерентабельным? Уже который год наёмным работникам не выплачивается тринадцатая зарплата. В то же время по итогам 2012 года члены совета директоров (их было 12 человек) получат вознаграждение в размере 335 миллионов рублей. За что? За указующие персты? Модернизацию производства и выпуск автомобилей осуществляют прежде всего рабочие и ИТР.
В мартовских газетах этого года появились материалы с саркастическими заголовками: «Прибыль АвтоВАЗа оказалась меньше, чем бонусы директоров», «Прибыль АвтоВАЗа «скормили» бонусам», «АвтоВАЗ щедро отблагодарил бедных членов совета»… А ведь это прежде всего оценка работы И.А. Комарова. Как и данные противоположного свойства. 2 октября на сайте предприятия появилась такая информация: «Валовая прибыль составила 5,8 млрд. рублей по сравнению с 9,4 млрд. рублей за первое полугодие 2012 года. Убыток от основной деятельности за 6 месяцев составил 2,1 млрд. рублей…»
Основные якобы причины таких скорбных показателей: «замедление роста экономики и как следствие — снижение продаж автомобилей. Существенные инвестиционные затраты на модернизацию и постановку на производство новых моделей «Лада» и моделей автомобилей альянса на площадках Тольятти и Ижевска. Недостаточная загрузка в отчётном периоде производственных мощностей из-за обновления модельного ряда». Не слишком ли длинен этот ряд? И в таком случае лучший ли руководитель И.А. Комаров? Поучиться бы ему у первого генерального директора ВАЗа Виктора Полякова.
ВОЛЖСКИЙ АВТОМОБИЛЬНЫЙ ЗАВОД окрестили в мире «русским чудом ХХ века». Огромные затраты на строительство предприятия, города, промышленно-коммунальной зоны окупились почти за три года, уже к октябрю 1973-го. А затем ВАЗ, по оценкам специалистов, стал таким прибыльным, что первоначальные капитальные вложения в него, составившие 1,5 млрд. рублей, в течение 20 лет окупались ежегодно. 92% экспорта машиностроительной продукции страны составляли вазовские автомобили. Разве это не доказательства уникальности ВАЗа?
Его возводила вся страна. На сооружении объектов трудились люди более ста национальностей. Работали под лозунгами: «Отцы Магнитку строили, а мы — Автозавод!», «Прежде думай о Родине, а потом о себе». Это людей сплачивало. Знаменитой стала фраза В.К. Исакова, ставшего впоследствии руководителем пресс-центра АвтоВАЗа: «Мы строим ВАЗ, он строит нас!» Когда успели растерять эти достижения?
Сегодняшние отношения с французами складываются очень тяжело. Многих сотрудников стали принудительно заставлять изучать английский язык. Объясняют: «Чтобы общаться с новым руководством». Это не может нравиться: как-никак завод находится на российской территории. Пусть новое руководство само изучает русский язык.
А сколько развелось на заводе переводчиков и всяческих помощников! Какие средства на это тратятся! Зато урезаются расходы на социальные нужды работников. На похороны — и то с трудом выделяются деньги. Это тоже возмущает людей. Кроме того, все работники находятся в состоянии перенапряжения: ведь на заводе произошло глобальное сокращение, тысяч тридцать человек были отправлены на пенсию. Многие из них не доработали до пенсии 2—3 года, но деньги стали получать. Морально-психологическая обстановка сложная.
Кстати, к 2020 году будет выпущено в полтора раза больше автомобилей коллективом в 70 тысяч человек. Все понимают, что это — рост эксплуатации рабочего класса, которому к тому же будут по-прежнему платить нищенскую зарплату. Кое-кто уходит с завода с проклятиями в его адрес. Молодёжь из Тольятти стала уезжать, считая его городом депрессивным и неперспективным, где нет надежды на лучшую жизнь. Люди утверждают, что вектор развития АвтоВАЗа выбран неправильно. Нельзя, чтобы он стал мультибрендовым производителем. Он достоин лучшей доли.
А ещё возмущает рабочих, что Игорь Комаров очень сильно обогатился, работая на АвтоВАЗе. Конечно, он и приехал состоятельным человеком: с 1992 года работал в банковском секторе, был первым вице-президентом Инкомбанка, первым вице-президентом Национального резервного банка, заместителем председателя правления Сбербанка, потом его назначили заместителем генерального директора по экономике «Норильского никеля», а в 2008 году — советником директора «Ростехнологий». И всё же…
Проработав на АвтоВАЗе менее пяти лет, он купил особняк в зелёной зоне за 120 миллионов (сейчас продаёт его за 170 миллионов), стал владельцем более 2% акций АвтоВАЗа, а это совсем не маленькие деньги. А в это время рабочие влачат жалкое существование. Разве это справедливо?
Людмила МОХОВИКОВА. г. Тольятти.(Правда, №112)
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Архив новостей

Апрель 2024 (5)
Март 2024 (6)
Февраль 2024 (4)
Январь 2024 (6)
Декабрь 2023 (6)
Ноябрь 2023 (5)
^