- АВТОВАЗ – ГОРДОСТЬ АНТИЛЬСКИХ ОСТРОВОВ!
- «О Волжском автомобильном за минувшие четверть века написано очень много, тысячи, если не десятки тысяч публикаций в газетах и журналах, десятки книг... И это понятно, ВАЗ - гордость страны, своего рода эталон в советской промышленности по темпам освоения проектной мощности, уровню организации производства и труда, качеству продукции и ее конкурентоспособности на мировом рынке. И сегодня, когда экономика страны парализована кризисом, ВАЗ неизменно выдает каждые 22 секунды по добротному легковому автомобилю... Именно коллектив - а потом уже техника, - был и остается главным творцом устойчивого трудового ритма, а значит и благоденствия одного из крупнейших промышленных объединений страны...». Это цитата из книги «ВАЗ. Страницы истории» 1991 г. издания. Тогда наш завод действительно был флагманом, гордостью и опорой экономики. Доходило до того, что в период после развала СССР ВАЗ выдавал «на гора» до 10% ВВП.
- Теперь АвтоВАЗа больше нет. Есть банальная «отвертка». Теперь завод влился (точнее, его влили) в глобальную мировую экономику. А во что это выльется для тольяттинцев?
- ТАЙНА ЗА СЕМЬЮ ПЕЧАТЯМИ
- АВТОВАЗ больше не является российским предприятием. В декабре прошлого года президент альянса Renault-Nissan Карлос Гон объявил о создании совместного предприятия с госкорпорацией «Ростехнологии», под названием Alliance Rostec Auto BV, которая зарегистрирована в Нидерландах. Важная деталь: две буквы в конце – BV (Besloten Vennootschap) – означают, что СП имеет форму закрытой компании с ограниченной ответственностью. В апреле этого года стало известно, что данная компания является владельцем 81,45% обыкновенных акций АвтоВАЗа (или 74,51% в акционерном капитале). Следует обратить внимание, что информация о том, кто именно является владельцем предприятия, не разглашается. Ситуация с собственниками градообразующего предприятия Тольятти еще более непрозрачна, чем во времена покойного олигарха Березовского и Автомобильного всероссийского альянса…
- Нет и ответа на вопрос: зачем г«Ростехнологии» (государственной олигархической структуре) и альянсу Renault-Nissan (транснациональной корпорации) понадобилось создавать данную структуру и передавать ей свои доли уставного капитала. Пресс-центр АвтоВАЗа ограничился релизом с фразой о том, что СП «... станет стабильным, долгосрочным контролирующим акционером для крупнейшей автокомпании в РФ». Что им мешало напрямую владеть акциями, увеличивать или сокращать долю своего участия?
- А вот выбор Королевства Нидерланды (Голландия) в качестве места регистрации Alliance объясняется просто – налоговые льготы. В сленге, используемом финансистами, уже давно сложилось устойчивое словосочетание «голландский сэндвич», подразумевающее специфическую систему налогообложения в Нидерландах. Если коротко: на Антильских островах, входящих в состав королевства, и являющихся оффшорной зоной, регистрируется конечный 100%-ый владелец голландской компании-посредника, которой в данном случае является Alliance Rostec Auto BV. Т.е., по сути, АвтоВАЗ выводят в офшор. Вероятно, поэтому истинные собственники СП пока остаются тайной за семью печатями.
- «СРЕДНЯЯ ТЕМПЕРАТУРА ПО БОЛЬНИЦЕ»
- А вот то, что сегодня АвтоВАЗ снова испытывает серьезные финансовые затруднения – секрет Полишинеля. Из официальной отчетности видно, что у предприятия оказались «замороженными» 261 млн.руб. на кипрских счетах. И вытащить эти деньги из «взбесившегося» офшора будет весьма проблематично. (Это еще одно объяснение тому, как АвтоВАЗ стал «верноподданным» Королевства Нидерландов).
- Теперь цифры и факты. 144 млн.руб. – настолько чистая прибыль ОАО «АВТОВАЗ» по итогам 2012 г. меньше суммы, выплаченной за тот же период членам его правления. Согласно данным об их доходах на АвтоВАЗе, опубликованных в отчете компании, 12 «генералов» предприятия получили в прошлом году в качестве зарплаты, премий и компенсаций 335 млн.руб., что более чем вдвое превышает эти же выплаты за предыдущий год (148 млн.руб.). Следовательно, средний ежемесячный доход вазовского топ-менеджера составил в прошлом году 2,3 млн.руб., что в 80 раз (!) превышает показатель средней зарплаты на заводе (28 442 руб.). К слову, о средней зарплате. Методика подсчета среднего заработка, действующая на АвтоВАЗе, необъективно показывает реальную среднюю зарплату рядовых работников. Когда смешивают зарплату менеджмента и рядового рабочего, получается как в известном анекдоте про «среднюю температуру по больнице». Поэтому мы предлагаем считать среднюю зарплату по группам: менеджмент и руководящие сотрудники высшего звена – отдельно, руководители среднего звена вплоть до начальников цехов – отдельно, ИТР и рядовые работники – отдельно.
- В целом фонд оплаты менеджмента предприятия в прошлом году вырос на 736 млн.руб. или на 11,6%. Общая сумма составила 7,03 млрд.руб. При этом сотрудники предприятия в 2012 г. получили 24,5 млрд.руб. против 22,9 млрд. в 2011 г. Рост составил 1,5 млрд.руб. или 6,7%.
- В 2013 г. руководство АвтоВАЗа преподнесло рабочим «роскошный подарок» к Первомаю – с апреля тарифные ставки и оклады работников АВТОВАЗа выросли на 1,6% согласно изменению величины прожиточного минимума трудоспособного населения Самарской области. Это решение было принято в конце апреля на согласительной комиссии администрации и профкома, который заранее с ней во всем согласен. Таким образом, как бы возобновилась реализация одного из пунктов действующего коллективного договора о ежеквартальной индексации зарплаты, действие которого было приостановлено во время кризиса в 2009 г. На деле после нынешней индексации доходы работников АвтоВАЗа в абсолютном исчислении вырастут в среднем всего лишь на 200-300 руб.
- ЛАДА-ПОРНО
- Кризис, в котором оказался АвтоВАЗ сегодня, случился, как говорится, казалось бы, на пустом месте. Однако именно «казалось бы». На самом деле, новым хозяевам абсолютно наплевать на город и его жителей. Косвенное свидетельство: упорные слухи о том, что в ближайшее время будут закрыты учебные заведения, в которых готовятся специалисты для завода. «Отвертка» не требует высокой квалификации и больших затрат на подготовку профессионалов. Все что нужно: дешевая и безропотная рабочая сила.
- От кризиса пострадают не только рабочие основных производств завода и их семьи, но и многие другие жители города. Снижение покупательной способности вазовцев серьезно отразится на малом и среднем бизнесе – тех, кто занимается торговлей, сферой услуг, досугом и развлечениями. Мало не покажется всему городу. Вслед за заводом вынужденно последует спад производства, что означает и уменьшение зарплат, а может быть даже и сокращение рабочих мест на предприятиях-поставщиках комплектующих, которых в Тольятти осталось (пока) немало. Так, по некоторым данным на ОАО «АвтоВАЗагрегат» вышел приказ о сокращении персонала на 83 человека (ориентировочно 18%). Начиная с апреля 2013 г. все сотрудники предприятия переведены на сокращенную рабочую неделю. Завод работает по 4 дня в неделю. Некоторые подразделения (бригады основных цехов) - по 3 дня. В начале года вышел приказ о снижении размера премии на 50%, действие приказа до 31.12.2013 г. Однако одновременно с этим растет численность руководящих кадров – директоров и их замов.
- На этом фоне последняя попытка руководства АвтоВАЗа по рекламе продукции выглядит нелепой до безобразия. Пропиарить «Новую Lada Kalina», «полный фарш» (что бы это значило?) – как отмечено в официальном пресс-релизе, была приглашена порнозвезда Саша Грей. Казалось бы, странный (если даже не дикий) выбор. Но, видимо, пиарщики ВАЗа рассуждали примерно так: «Нашу продукцию называют порнухой. Саша Грей уж в чем-чем, а в порнухе разбирается. И вот проедет она на нашей «Калине» и скажет всем: «Ребята, я повидала много порно, но это – не порно!»
- Однако суровая реальность все расставила по местам: вазовская новинка, которой управляла порнозвезда, скоропостижно пришла в полную негодность… То есть оказалось, что это – все же порно… В результате пропиарилась порнозвезда (хотя ей уже никакой пиар не был нужен), а АвтоВАЗ и его новинка получили антирекламу…
- Впрочем, пусть теперь об этом голова болит у жителей Антильских островов. Тольяттинцы, имеем к АВТОВАЗу косвенное отношение. Мы теперь - всего лишь дешевая рабочая сила. Хотя нам уже успели намекнуть: не хотите работать – заменим вас вьетнамцами. Вот такой теперь у нас глобальный капитализм…
- Кстати
- "ГРАЖДАНСКАЯ ПЛАТФОРМА": Ё ТОЛЬЯТТИ
- Обращает на себя внимание еще одно странное совпадение, связанное с переводом АвтоВАЗа в иностранную собственность. Связано оно с олигархом-миллиардером М. Прохоровым - биатлонистом, тусовщиком и политическим деятелем.
- Всем известно его детище, названное "Ё-мобиль". Это гибрид активно пиарят в российских СМИ. Но вот что странно: в сентябре 2012 г. в прессе прошла информация о том, что проект "Ё-мобиль" заморожен. И это как раз совпало с заявлениями В.Путина о всесторонней поддержке АвтоВАЗа. А спустя месяц после того, как завод стал иностранным, "Ё-мобиль" восстал из пепла...
Неизвестно, приложил ли господин Прохоров свою руку к ликвидации своего самого сильного конкурента. Но вот одно можно сказать точно: многие действия "Гражданской платформы" в Тольятти иначе как плясками на костях не назовешь...
«Правда Автограда», №