Большевики – защитники русской культуры
Газета «Своими именами» №12, 2014г, статья «Русское дело Петра Барановского»
Выдающийся ученый, Петр Барановский исследовал, реставрировал, спас от разрушения сотни выдающихся памятников истории и культуры. Многими из них мы любуемся и сегодня, не подозревая, что радостью общения с творениями наших далеких предков обязаны этому великому человеку.
Объект, с которого начиналось его многотрудное служение отечественной культуре − Болдин монастырь под Дорогобужем Смоленской области. Это был1912 год.
В 1918 году Петр Дмитриевич вновь возвращается в Болдин монастырь, разрабатывает проект реставрации всего комплекса и с успехом защищает по этой теме диссертацию в Московском археологическом институте. Одновременно устанавливает авторство монастырского комплекса, принадлежащее выдающемуся зодчему XVI века Федору Коню.
Вскоре опыт Барановского был востребован новой большевиcтской властью. После эсеровского мятежа, основные события которого развернулись в июле 1918 года в Москве и Ярославле, Барановский привлекается к работам на памятниках Ярославля, пострадавших от артобстрела мятежников. Собственно говоря, архитектор, как он писал, сам предложил свою помощь в «организации исследования и сохранения памятников архитектуры города Ярославля».
Работы по сохранению пострадавших памятников и фресок города проводились по личному распоряжению В.И. Ленина. Через заведующую музейным отделом Наркомпроса Н.И. Троцкую Петру Дмитриевичу удалось получить двенадцать большемерных брезентов для срочной консервации интерьеров храмов и находившихся в них настенных росписей. С мандатом Наркомпроса и полномочиями руководителя работ по памятникам города он выезжает в Ярославль.
Нынешних исследователей творчества мастера поражает полное отсутствие бюрократической волокиты при выполнении названных работ.
На вопрос, какой период своей жизни он считает наиболее счастливым и удачным в творческом отношении, Петр Дмитриевич отвечал не задумываясь: «Первые десять лет после революции 1917 года».
В названное счастливое десятилетие вместилось очень многое и не только в судьбе самого ученого. В это время реставрируются древние соборы и башни Московского Кремля, ведутся работы на храме Василия Блаженного, возобновляется начатая до Первой мировой войны реставрация Сухаревой башни, в которой по ее окончании устраивается коммунальный музей.
В начале 1920-х годов Барановский разрабатывает предложения по созданию музея памятников русского деревянного зодчества под открытым небом на территории Коломенского. Став директором музея, он разыскивает по всей стране и свозит на территорию села уникальные деревянные постройки.
На одном из заседаний Совнаркома под председательством Ленина рассматривался вопрос о реставрации трех монастырей: Крестного на Кий-острове в Белом море, валдайского Иверского и подмосковного Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря.