КРАХ АВТОКЛАСТЕРА
В НАЧАЛЕ 2000-Х В НАШЕЙ ОБЛАСТИ РЕАЛИЗОВЫВАЛАСЬ ПРОГРАММА
«САМАРСКИЙ ДЕТРОЙТ». ОНА ОБЪЕДИНЯЛА БОЛЕЕ 200 РАБОТАЮЩИХ НА
ТЕРРИТОРИИ РЕГИОНА ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ КОМПЛЕКТУЮЩИХ ИЗДЕЛИЙ ДЛЯ
АВТОМОБИЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ И, ГЛАВНЫМ ОБРАЗОМ, АВТОВАЗА. ЭТО БЫЛ ПОЛНОЦЕННЫЙ
КЛАСТЕР И ОН ПРИНОСИЛ ОЧЕНЬ ПРИЛИЧНЫЕ ДОХОДЫ КАК
ТОЛЬЯТТИНСКОМУ БЮДЖЕТУ, ТАК И ОБЛАСТНОЙ
КАЗНЕ. САМАРСКАЯ ОБЛАСТЬ В ТЕ ВРЕМЕНА БЫЛА РЕГИОНОМ-ДОНОРОМ, ОДНИМ ИЗ
НЕМНОГИХ.
Детройт тогда в наших глазах еще был символом успешно развивающегося
автопрома. Поэтому и дали программе такое амбициозное название. Теперь
аналогии с Городом Моторов, окончательно пришедшем в упадок, наводят
совершенно на другие мысли. И очень похоже, что сейчас все идет
к тому, что слово «Автоград» скоро перестанет быть синонимом «Тольятти».
Переформатирование «флагмана российского автопрома» в
«отверточное роизводство» ̶ процесс болезненный не только для самого
АВТОВАЗа. А, возможно, и не столько для него, как для тех компаний,
которые десятилетиями производили комплектующие и связывали с ним
долгосрочные перспективы.
Сокращение производства само по себе ударило по смежникам. Но это можно
было бы как-то пережить, если бы не политика «закручивания гаек», которую иностранные
менеджеры, «рулящие» АВТОВАЗом, стали применять к своим рос-сийским
партнерам. Шантажируя
угрозой прекратить сотрудничество, они стали требовать от
производителей комплектующих снижать цены на свою продукцию и увеличивать
время отсрочки платежей. Такие методы «оптимизации» наводят на мысль
о том, что дело совсем не в сокращении издержек, а в планомерном выдавливании
с рынка российских производителей и замещении их иностранными поставщиками.
Слово «локализация», которое так много раз повторяли,
когда альянс Renault-Nissan начал приобретать доли акций АВТОВАЗа,
как-то незаметно перестало употребляться. Доля иностранных
автокомпонентов в поставках на АВТОВАЗ становится все значительней
еще и по причине перехода на выпуск автомобилей платформы Renault-Nissan.
А региональные поставщики тем временем вынуждены либо искать другие ниши
на рынке, либо полностью сворачивать свое производство.
Их рентабельность по некоторым оценкам упала с 12-15% до 2-3%, в дальнейшем
сотрудничестве нет никакого смысла. Если данная тенденция
сохранится, рентабельность станет отрицательной. АВТОВАЗ уже
растерял значительную часть традиционных партнеров. Не видят никаких
перспектив со-трудничества с АВТОВАЗом Самарский подшипниковый завод,
завод им. А.М. Тарасова и АКОМ. Полностью остановлено производство на
«Клапане». Сыз-ранский «Пластик» продан новому собственнику. Те, кто не
закрылся совсем, вынуждены сокращать рабочие места. Автокластер,
сложившийся в Самарской области, перестал существовать. И
это свершившийся факт.
Газета «Правда Автограда», июль 2014 г.
(Использованы материалы из открытых источников).