ДЁШЕВО ДА ГНИЛО
Прочитал заметку в «Самарской газете» за 28 февраля о планах оргкомитета «Культурная Самара» по установке новых скульптур для украшения города (после «Дамы с ракеткой», «Юрия Деточкина» и «Товарища Сухова»). Прочитал, и на душе стало грустно и противно, как после алкогольного отравления. Сидят какие-то люди не то с Луны, не то с Марса и выдумывают, куда бы ещё потратить миллионы из бюджета города?
Мы 3 года пробиваем создание музея Трудовой славы Безымянки, чтоб воспеть
нашу оборонку, 70 лет обеспечивавшую защиту всего СССР - плод напряжённого труда тысяч и тысяч наших горожан. Надо, чтоб было где удобно и бесплатно собраться нашим ветеранам и привести внуков, показать на что положили жизнь.
Вчера у входа в магазин вижу – женщина с плакатиком «Спасите ребёнка» - молодая, интеллигентная. Просит ДЕНЕГ. Три месяца назад позвонил приятель: стало плохо с сердцем, не мог вызвать скорую. Приехали через 3 часа после обещания заплатить 3000 руб. А 3 недели назад мне самому стало плохо с сердцем. Вызвали скорую. Сказали, что ждите в течение дня. Приехала, правда, довольно быстро, сказали, что благодаря случаю – рядом находились, да и у водителя был навигатор. Объяснили, что в декабре все врачи поувольнялись из-за скудной зарплаты, бешеной работы и ненормального к ним отношения начальства. В больницах рядовые врачи и медсёстры стонут. Нет ДЕНЕГ. Чтоб приезд скорой помощи обещали «в течение дня» - такого в Самаре не было за последние 50 лет. Капитализм, однако! Причём капитально загнивший: кто-то из верхов занимается КАК БЫ здравоохранением, а на самом деле делает ДЕНЬГИ для себя и на больных и на врачах.!
Вот почему только лунатики из Москвы или Израиля могут так спокойно и твёрдо планировать обязательно израсходовать деньги на в общем-то никому не нужные скульптуры. Что они предлагают? Судите сами.
№1. «Глобус Самары» - якобы известный во всём мире израильский скульптор (но неизвестный почти никому в Самаре) по наводке преподавателя А.Репинецкого представил скульптуру, напоминающую зрителю, что Самара имеет историю в средних веках. На переднем плане - средневековая крепостная стена кольцом из вертикальных заостренных брёвен, а уже за ней – набор маленьких домишек, затем известные здания 30-х годов, затем муравьёвский обком и титановый памятник запускающего крыло человека. Всё это в мелком масштабе налеплено на ограниченной крепостной площадке. А чтоб всё это сделать видимым из-за забора, пришлось крепостную площадь сделать выпуклой в виде полусферы. Снизу её дополнили до шара другой полусферой с изображением волжских волн, которая является верхней частью как бы рюмки, ножка которой – постамент. Вся высота –4,5 м., диаметр сферы –2,5 м. Избытком мысли, как видим, израильский Церетели нас не порадовал. А уж чувств она вообще никаких не вызывает. Поскольку снизу вся эта «красота» будет не видна, прагматичный Азаров предложил построить леса вокруг, чтоб разглядеть внутренности. Правда за лесами тогда не будет видно и самого памятника. Но это мелочи. Деньги-то надо истратить.
№2. Три штуки «Дерева любви» - из стали с листвой, покрытой золотом. Постановили: установить в местах паломничества молодёжи. Гораздо лучше и на порядки дешевле посадить натуральные липы или голубые ели.
№3. Арт-объект «Символ любви» - две разноцветные арки, перфорированные сердцами. Планируют установить между мемориалом Ленина (Музей им. Алабина) и трамвайной линией. №4. Скульптуру «Степан Разин и княжна». №5. Скульптуру «Буратино».
Чего хотят добиться люди из оргкомитета и мэрии подобной монументальной пропагандой? Какую ИДЕЮ эти скульптурные группы выражают?
Всё можно выразить тремя фразами: 1.Самара когда-то была маленькой бревёнчатой крепостью. 2.Любите, размножайтесь. 3.Нам, хозяевам денег Самары, «так показалося красивым».
В чём же тогда смысл денежных трат? В том, что выделены деньги, их можно освоить. Лучше по своим. Один догадливый человек прибег к помощи израильского скульптора, пообещал пробить заказ, а тот его потом отблагодарит. Другие не имели подходящих зарубежных знакомств, поэтому предложили своё мещанско-самарское понимание счастья, близкое к кошечкам, слоникам, сердечкам и губкам типа Iloveyou. .
И ве обсуждения проекта мне напомнило обсуждение «Чёрного квадрата» Молевича или «Нового платья короля» из Андерсена. Люди деидеологизированы «перестройкой» почти до деморализованного состояния и стесняются высказаться откровенно. А как же Хинштейн? «Мы установили три скульптурные композиции, и мы должны как минимум удвоить эту цифру». Так он – лидер от ЕР- борется за улучшение имиджа Самары.
100 лет назад молодой А.М.Горький дал имиджевый портрет Самары из купцов, мещан и хулиганья-горчишников. Большевики вырвали Самару из того имиджа, превратив в индустриальный Куйбышев. Куйбышев был второй столицей на время войны. Вот это и стало имиджем города, несмотря на его закрытость. А теперь мы 20 лет уверенно сползаем к горьковскомй портрету Самары!
Воссоздать 2-й Куйбышев хоть и под именем Самара – это значит увековечить ту промышленность и её значение для всей России – вот что надо делать для укрепления подгнившего имиджа города. К чему, кстати, и призывает губернатор. Но гораздо дешевле поставить 3 скульптуры из «барахла культуры» (выражение Маяковского) и поживиться при этом. А Хинштейн отметит галочкой выполнение в партийном плане.
Нашлись, правда, депутаты, один из Госдумы, другой из губернской и предложили поставить памятник Д.И.Козлову. Это, конечно, лучше.Но не один же Козлов работал на оборонку и космос. Он приехал на готовый завод со славной историей в 1957 г. Советская власть установила ему памятник как дважды Герою Социалистического труда на его родине в Ставрополье. А вот Музейно-образовательный центр на Безымянке, где нет ни одного музея, но где жили, трудились и трудятся тысячи и тысячи беззаветных и непубличных тружеников оборонки и космоса непременно с бюстом Дмитрия Ильича – вот это было бы то, что нужно к 70-летию Победы.
В.Тырин, по поручению инициативной группы по созданию музея Безымянки, г.Самара