» » Секретный космос Чапаевска
Информация к новости
  • Просмотров: 4 834
  • Автор: trudsamara
  • Дата: 11-04-2012, 09:16
11-04-2012, 09:16

Секретный космос Чапаевска

Категория: Информация

12 апреля — День космонавтики

Секретный космос Чапаевска

Как и многие небольшие города, где сплошь оборонка, Чапаевск в советские времена всегда был сверхзакрытым городом. Если и писали о каком-то местном предприятии, то это были мясокомбинат, швейная фабрика или силикатный завод. Хотя самые умелые руки и самые светлые головы были на совсем других объектах. За заводскими заборами с мощной системой охраны. Заводчане были настолько строго  проинструктированы, что ни в семьях, ни с близкими дела рабочие никогда не обсуждались. Почему, например, у работниц одного из заводов руки всегда желтоватый оттенок имеют, хоть как ты их оттирай? Да потому, отвечали мамы своим детям, что лаки и краски выпускаем. Не говорить же про тротил и пр.?

Названия предприятий совершенно безобидные и мирные: «Полимер», «Металлист» или «ЧОЗИП» (Чапаевский опытный завод измерительных приборов). Что делали и сейчас делается в Чапаевске для оборонки – секрет под семи замками и теперь. Сегодня только-только местные жители с удивлением узнают некоторые страницы истории собственного города. Например, что, несмотря на то, что по праву Самара считается космической столицей, на освоение космоса вовсю работала и промышленность Чапаевска. Что встречавшиеся в то время в городе огромные фуры с надписью «Нефтехиммонтаж» никакого отношения к нефтехимии не имели: там были ракетные комплексы, привозимые на испытания. Недвно узнали и о том, как чуть было не сгустились тучи уголовного преследования над многими инженерами с «ЧОЗИПа», когда разбился на посадке космический аппарат с космонавтами, но обошлось: не их, чапаевцев, вина оказалась. И были, оказывается, не ставшие известными визиты в город Юрия Гагарина, лишь несколько ведущих специалистов видели его здесь. И не таким, каким мы знаем его – всегда лучезарно улыбающимся, а усталым и хмурым. Да и много еще всего, что скрывала до сих пор  история освоения космоса, в т ч и в небольшом провинциальном городе.

Степень риска

Бывший мэр Чапаевска Н.П.Малахов знает, о чем говорит:

- Слово «наукоград» применительно к Чапаевску, возможно, прозвучит непривычно – но, тем не менее, это так. Если говорить, к примеру, о «космических» лабораториях и установках на «ЧОЗИПе» или «Полимере» - это были лучшие лаборатории, самые совершенные установки в мире. Все это было создано руками наших рабочих, инженеров, конструкторов, ученых. И в том, что наша космическая техника была лучшей в мире и до сих пор, несмотря на переживаемые трудности, сохраняет свои лидирующие позиции, есть вклад и чапаевцев – их труда, знаний, преданности своей нелегкой работе, любви к своему делу и стране, которой они служат.

Эти слова, приведены в вышедшей мизерным тиражом работе «Космические орбиты Чапаевска», подготовленной В.Полетаевой, академическим советником Российской академии космонавтики им. К.Э.Циалковского. Она рассказывает, как в Чапаевске сооружались объекты испытания космической техники. Натурные испытания, отработка ракет – очень дорогие. В связи с этим была поставлена задача организовать испытания, весьма близкие к натурным, летным, но - в наземных условиях. Для этого и было принято решение о строительстве ракетного трека на «ЧОЗИПе». Строительство началось в мае 1960 г. силами предприятия. Рытье котлована под фундаменты велось в основном вручную, для чего были привлечены мужчины со всех подразделений предприятия. В марте 1961 г. был произведен первый монорельсовый пуск с испытуемой головной частью. .

А в 1962 г. по заказу завода «Прогресс» на полигоне «ЧОЗИПа» был сделан специаьный вертикальный стенд. «На объекте (он назывался К-8) был установлен поворотный стенд для проверки отработки механизмов разделения и сброса створок космического аппарата, - рассказывает ветеран «ЧОЗИП» Л.А.Шукшин. – Необходимо было добиться того, чтобы створки, закрывающие космический объект, отбрасывались одновременно и не задевали космический аппарат. После отделения необходимо было сделать замер створок, проследить траекторию их полета, зафиксировать другие параметры. А как их ловить, если вокруг стенда голое поле? Поехали в соседний совхоз за соломой. Сделали вокруг стенда вал из соломы для «мягкой посадки» створок. Уже потом придумали специальные прочные улавливающие сети. Что интересно: испытания проводились только тогда, когда на околоземной орбите не пролетали иностранные спутники». Кстати, одна из работ на объекте К-8 была заснята московской кинопрокатной организацией и кадры использованы в кинофильме «Укрощение огня».

В эти же годы на чапаевском полигоне был создан объект К-9, на котором производились испытания по высокоскоростному удару элементарных частиц по различным преградам. Другими словами советские конструкторы исследовали, какова будет степень риска для космических кораблей и орбитальных станций в случае попадания микрометеоритов, и каковы могут быть средства защиты.

Под грифом тайны

Работы проводились в строгой секретности. Ракетные комплексы доставлялись из Куйбышева в длинных закрытых фурах, говорится в воспоминаниях Г.Я.Царева (бывшего гл. инженера ЧОЗИП). На некоторые виды испытаний работников ЧОЗИПа даже не допускали. Они выполнялись и отрабатывались специалистами «Прогресса». Основная задача чапаевцев была создать необходимые условия для испытаний. Сотрудничество с «Прогрессом» началось с заказов на сборку пороховых двигателей. В Чапаевск, на ЧОЗИП присылали заявку и спецификацию, по которой местные спецы заказывали комплектующие: двигатели, пороха, воспламенители. А потом собирали пороховой двигатель в комплекте. Работы проводились под строгим контролем: взял деталь – распишись в спецжурнале. ЦСКБ на каждое испытание в обязательном порядке присылал своих специалистов. Они фиксировали результаты испытаний, и данные увозили на завод, в Самару.

То, что элементы ракеты предназначены для полета человека в космос, стало ясно, когда начались испытания, имитировавшие спуск космического корабля с орбиты. Макет аппарата поднимался на верхнюю отметку 36-метровой вышки, ему придавалось нужное ускорение, и на определенной точке включались двигатели.

Неизвестный Гагарин

Часто на полигон приезжал и Д.И.Козлов, да и многие другие именитые гости, о чем многие чапаевцы до сих пор не знают. Приезжал ли Королев? Да, только узнали об этом много лет спустя.

А еще вскоре после полета Гагарина сюда привезли его корабль. «Восток» здесь несколько часов стоял, проводились испытания. «К нам на полигон приехали военные летчики, человек 20 - приводит воспоминания Г.Я.Царева книга «Полигон», посвященная юбилею ЧОЗИПа. – Мне кто-то из сопровождающих шепчет: «Среди них есть космонавт». Я потом – к директору Мячину: «Как же так, Яков Дорофеевич, Гагарин же у нас?» - «И забудь, не было никого у нас, понял?». – «Понял».

Как замначальника центра подготовки космонавтов Юрий Гагарин контролировал ход работ по многим направлениям. И потому служебные дела его часто приводили на предприятия, работавшие на космос. Ветераны ЧОЗИПа так и помнят Гагарина: усталый, сосредоточенный, шагающий поздно вечером пешком 2,5 км к заводской проходной от летно-испытательной станции. Ведь он здесь вместе с другими делал тяжелую и ответственную работу.

«На старте может произойти нестандартная ситуация, при которой ракета может, не взлетев, упасть на землю, - рассказывает Л.А.Шукшин. - Поэтому на ЧОЗИПе и занимались испытанием системы аварийного спасения космонавтов. По команде с пульта управления пуском ракеты можно привести в действие двигатели, находящиеся под головной частью ракеты. Они моментально отстреливают ее вверх и в сторону, на несколько сот метров, после чего аппарат с космонавтами спускается на парашюте. Такой случай произошел на Байконуре в 1983 г., когда за 38 секунд до старта произошло возгорание ракеты-носителя. Если бы руководитель стартовой команды вовремя не включил аварийную систему спасения, то экипаж корабля «Союз-Т» с космонавтами Г. Титовым и Г.Стрекаловым мог бы погибнуть на земле. Это гордость за нашу работу».

А в начале 80-х на полигоне испытывали космический спутник «БиОН», предназначенный для биоисследований. Первых «космонавтов-обезьян» звали Дрема и Ероша. Известно, что они вернулись на землю живыми. Всего было запущено в космос 6 таких спутников с 12 обезьянами.

Обо всем этом долгое время нельзя было говорить ни родным, ни близким.

При посещении музея полигона летчик-космонавт России, Герой Росси С.В.Авдеев, трижды побывавший в космосе, записал в книге отзывов: «Хочу выразить благодарность всем сотрудникам за сделанную работу. Ваша работа – наша общая безопасность и на земле и в космосе. Спасибо за ваш труд!». Эти слова особенно дороги чапаевцам. Ведь космонавт Авдеев их земляк. Будущий Герой России, тогда – просто Сережа - еще ходил в местный детсад, когда на предприятиях его родного города отрабатывались системы безопасности корабля, который через несколько лет доставит его в космос. В надежности этих систем ему довелось убедиться во время трех полетов. Но это уже другая история, о которой мы расскажем в публикации «Земляк в иллюминаторе» - в следующем номере газеты.

Андрей Пустобаев 

PSСегодня некогда одно из градообразующих предприятий Чапаевска переживает тяжелые времена, не сравнимые с теми трудностями, что были здесь в 60–70-е годы. Если тогда проблемы были производственные, связанные с многочисленными испытаниями новой техники (с которыми, впрочем, коллектив успешно справлялся), то сегодня – кризис, рожденный современными «эффективными менеджерами», делящими лакомые куски по всей России.

Но начались беды с так называемой конверсии ВПК, оборонку стали переводить на выпуск гражданской продукции. И, как следствие, на бывшем артиллерийском полигоне в Чапаевске началось ежегодное сокращение испытаний боеприпасов. По свидетельству сайта «Военное ревю» (http://clubs.ya.ru/4611686018427439455/replies.xml?item_no=14174), цифры сокращений такие: с почти 9 тыс. партий в 1989 г. до 364 в 1992 г.Тогда же, в 1992 г., здесь полностью прекратили сборку боеприпасов. Полигон пытались без вкладывания серьезных инвестиций методом проб и ошибок превратить в «высокодоходное гражданское предприятие». Так, здесь на основе пилорамы, столярной мастерской, растворного узла и асфальтобетонного завода мощностью 50 т/час создали свою «строительную индустрию». И работали на еще действовавшие стройорганизации города и области. На заводе был создан и участок по сборке бытовых газовых плит. Но их производство с трудом прожило лишь 4 года. Был создан участок товаров народного потребления. По договору со швейной фабрикой работницы завода шили детские фланелевые рубашки, спецодежду, рукавицы. Мебельный участок выпускал табуретки и школьную мебель, расписные разделочные доски. Было создано производство сантехники из полимербетона. Изготовляли ванны, раковины, унитазы, подоконники... Но все эти самодельные конверсионные программы не могли вытянуть завод. На содержание предприятия все равно не хватало как минимум 85-90 млн руб в год. К концу 2005 г. кредиторская задолженность предприятия превышала 55 млн руб. Завод имел долги по зарплате, страховым взносам, пенсионному страхованию. Возникла угроза банкротства, конкурсное производство, распродажа имущества и ликвидация.

А недавно, как сообщает газета «Хронограф» (http://chronograf.ru/articles/?num=290&a=9347), в арбсуде области теруправление федерального агентства по управлению госимуществом (ТУ ФАУГИ) попыталось оспорить долговые обязательства обанкротившегося ФГУП ЧОЗИП. Тем не менее, это не мешает конкурсному управляющему реализовывать недвижимое имущество госпредприятия.

По информации «Хронографа» ФГУП со своими долговыми обязательствами справиться оказалось не в состоянии. В 2007-2009 гг. у завода образовалась задолженность перед федеральной налоговой службой по уплате страхвзносов, а также по отчислениям страховой и накопительной части трудовой пенсии, в связи с чем налоговики обратились в арбсуд с иском о признании завода банкротом.

27 октября 2010 г. на ФГУП введено конкурсное производство. Идет работа по оформлению права собственности на объекты недвижимого имущества должника

Интересный факт: в реестр требований кредиторов внесены претензии и ООО «Поляна» и «9999». (Обе зарегистрированы по тому же адресу, что и главный кредитор - «Группа партнер»: г.Чапаевск, ул.Макаренко, д.20). ООО «9999» возглавляет Слеповичев Александр Викторович. Примечательно, что находившийся с 2007 г. в должности директора завода его брат Слеповичев Андрей Викторович также подал иск к своему предприятию на сумму 1,168 млн р. Основанием послужила задолженность по зарплате.

Вот такой путь градообразующего предприятия: от сложнейших разработок в области космоса и оборонки, до унитазов и рукавиц, и, наконец, банкротства.

 

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Архив новостей

Апрель 2024 (5)
Март 2024 (6)
Февраль 2024 (4)
Январь 2024 (6)
Декабрь 2023 (6)
Ноябрь 2023 (5)
^