В Казани и Самаре готовятся к серийному выпуску «принципиально нового» Ту-160
На днях стало известно, что
до конца года в Самаре будет открыто новое производство элементов для
двигателей Ту-160 с улучшенными характеристиками. Общая стоимость
проекта — 1,7 миллиарда рублей. И это лишь часть масштабной программы
по модернизации и техническому перевооружению самарского предприятия
«Кузнецов» (бывшее КМПО имени Фрунзе), которое проводится в рамках возобновления
выпуска легендарных стратегических ракетоносцев.
На самом деле решение о возобновлении серийного выпуска стратегических ракетоносцев Ту-160 министр обороны Сергей Шойгу озвучил во время посещения Казанского авиазавода в апреле 2015 года, назвав этот самолет «уникальной машиной, опередившей время на несколько десятилетий и до сих пор не использовавшей в полной мере заложенные в нее конструктивные возможности». А спустя несколько месяцев командующий ВВС России Виктор Бондарев публично заявил о готовности ведомства приобрести 50 таких ракетоносцев.
Сверхзвуковой стратегический
бомбардировщик-ракетоносец Ту-160, похоже, был просто обречен
на уникальную судьбу. К его разработке приступили в 1967 году,
но на первый опытный полет он вышел лишь в конце 1981 года,
а эксплуатироваться начал и вовсе — в 1987-м. И это
притом, что необходимость в подобной машине была острая. Ведь
к началу 70-х годов при очевидных успехах в системе ракетно-ядерного
сдерживания СССР заметно отставал по сравнению с НАТО
в стратегической авиации. А тут еще и США со своей
программой AMSA и сверхзвуковым B-1 Lancer. Поэтому Советскому Союзу очень
нужен был такой «бомбардир», который мог бы преодолевать ПВО противника
в сверхзвуковом высотном режиме или на крейсерской скорости
у земли, обеспечивал бы достаточную дальность полета и т.
д. Отдельной строкой в требованиях проходила и тема снижения
инфракрасной и радиолокационной заметности самолета. Считается, что
в разработке и создании будущего Ту-160 участвовали примерно 800
предприятий и различных организаций.
В итоге Ту-160 действительно оказался
«самым-самым» по целому ряду параметров: самый крупный и самый мощный
сверхзвуковой самолет в истории военной авиации, самый скоростной
бомбардировщик (на высоте 2200 км час), самый тяжелый боевой самолет
в мире (пустой — 110 000 кг, максимальная взлетная
масса — 275 000 кг). Своих непосредственных
конкурентов (прежде всего американских «невидимок») он заметно превосходил
не только по скорости, но и максимальной дальности полета,
боевому радиусу, тяге двигателей. Кроме того,
считается, что это именно многорежимный Ту-160 стал первым отечественным
серийным самолетом, на котором применялась электродистанционная система
управления. Плюс изменяемая стреловидность крыла — шаг достаточно редкий
из-за сложности механизмов даже для современных самолетов. Наверное, любые
самолеты такого класса можно называть «штучными», но для Ту-160 это верно
вдвойне. Случайно ли, каждая из этих машин имела свое имя —
«Илья Муромец», «Иван Ярыгин», «Павел Таран», «Валерий Чкалов», «Игорь
Сикорский», «Андрей Туполев»… Небольшое лирическое отступление - сегодня все
Ту-160 находятся на вооружении 121 гвардейского авиаполка, который
базируется в Энгельсе Саратовской области. И я до сих пор помню,
как мы, совсем мальчишками, каждый год ждали там экскурсию на военный
аэродром в честь Дня Воздушного флота РФ, и какое впечатление
производили на нас именно Ту-160, вернувшиеся из Венесуэлы
и установившие рекорд по дальности полета в 18 тысяч километров.
Это было такое великолепие, и такая абсолютная мощь, что мы просто
затихали пораженные. Так что лично для меня «Белый лебедь», как прозвали Ту-160
сами летчики, был и остается образцом не только грозного, но и,
наверное, самого грациозного оружия.
Уже поступив на вооружения в войска, Ту-160 продолжал дорабатываться. Изначально он строился как носитель крылатых ракет большой дальности с ядерными боеголовками, однако позже было заявлено о возможности оснащения его свободнопадающими бомбами различного калибра, морскими минами и другим вооружением. Более того, в начале 90-х на базе модифицированного Ту-160 был разработан проект авиационного комплекса «Бурлак» для запуска на околоземные орбиты коммерческих искусственных спутников. Но в 1992 году президент Борис Ельцин принял решение «о возможной приостановке продолжавшегося серийного выпуска Ту-160» в ответ на обещания американцев закрыть серийное производство своих B-2. Тогда же Россия в одностороннем порядке прекратила и полеты стратегической авиации в отдаленные регионы. К тому времени Казанский авиастроительный завод успел выпустить лишь 35 этих стратегических бомбардировщиков. К счастью, ни один из этих уникальных самолетов не ушел за рубеж. А в 2000 году Россия смогла (после долгих переговоров и в счет долгов за поставленный газ) получить и восемь Ту-160 из девятнадцати, доставшихся после распада СССР Украине и бесславно доживавших там свой срок. Остальные штучные бомбардировщики украинская сторона утилизировала, поскольку содержать их даже законсервированными для страны оказалось слишком дорого.
Примерно тогда же,
в начале 2000-х худо-бедно возобновились и работы по выпуску
Ту-160. В 2006 году в СМИ появилась так никем
и не опровергнутая с тех пор (впрочем,
и не подтвержденная официально) информация:
главнокомандующий дальней авиацией ВВС России Игорь Хворов заявил
о том, что в ходе учений группа модернизированных Ту-160 якобы
проникла в воздушное пространство США и ушла незамеченной…
По версии минобороны, самолет, о выпуске которого идет речь сегодня, от традиционного Ту-160, скорее всего, возьмет лишь фюзеляж и основные летно-технические характеристики. «Речь идет не о восстановлении один в один, потому что Ту-160, который сегодня мы имеем на вооружении, это самолет разработки 80-х годов, который, к счастью, по своим летно-техническим характеристикам перешагнул время. Он на сегодня имеет самые лучшие характеристики. Самолет, о котором мы ведем речь, он, наверное, будет называться Ту-160М2, будет практически новым самолетом», —говорит замминистра обороны Юрий Борисов. В частности, уже известно, что борт нового Ту-160М2 получит элементы интегрированной модульной авионики, для него будут созданы новые бортовые и топливомерно-расходомерные системы, а также системы управления вооружением, бесплатформенная инерциальная навигационная система и комплекс радиоэлектронной борьбы. Кстати, о вооружении. Многие эксперты сходятся в прогнозах относительно усиления в новой версии «Белого лебедя» функций традиционного «неядерного» бомбардировщика. Так, опыт использования Ту-160 в Сирии против запрещенного в России ИГИЛ оказался созвучен поговорке «из пушки по воробьям».
Поставлена задача усовершенствовать для нового Ту-160М2 и один из самых мощных и крупных в мире турбореактивных двигателей НК-32, который в Самаре перестали производить с 1993 года (не считая нескольких микропартий из нескольких штук в год). Как заявляют на самом предприятии, изменения затронут, прежде всего, электронику двигателей, которая, по сути, не менялась 30 лет. Напомним, что именно НК-32 еще и должен лечь в основу двигателя для уже широко разрекламированного при всей секретности перспективного авиационного комплекса дальней авиации — российского бомбардировщика-ракетоносце нового поколения, который не является не развитием существующих машин, а приниципально новым летальным аппаратом, построенном по принципу «летающее крыло».
По словам заместителя министра обороны РФ Юрия Борисова, в соответствии с условиями контракта установочную партию из пяти усовершенствованных двигателей НК-32 оборонное ведомство должно получить уже в этом году. Что же касается выпуска самих ракетоносцев Ту-160М2, то его изначально обещали начать не позже 2023 года. И, как заявил Борисов во время недавнего посещения «Кузнецова», эти сроки сохраняются. «Мы практически в реальном времени следим за ходом работ, на предприятиях установлены видеокамеры, и мы в режиме видеоконференции наблюдаем, как идут работы», — рассказал замминистра РИА «Новости».
Свободная пресса