О
перспективах развития Самарского
аэрокосмическом кластере и не только
День
5 октября
1957 г. мне, тогда студенту 3-го курса
Куйбышевского авиационного института,
не забыть никогда. В аудиторию на
Ульяновской, где мы в это утро как раз
изучали конструкцию жидкостных ракетных
двигателей, вбегает необычно взволнованный,
сияющий от счастья наш любимый профессор
и педагог Александр Миронович Сойфер
и громко объявляет: «Ребята, только что
ТАСС сообщило, что в СССР сегодня ночью
впервые в истории человечества нашей
ракетой-носителем запущен искусственный
спутник Земли! Вы даже представить себе
не можете, сколь важное мировое значение
в истории человечества будет иметь это
событие!». Слова профессора оказались
пророческими. Несколько
деталей этого выдающегося события.
Точное время запуска - 4 октября 1957 г. в
22 час 28 мин по московскому времени.
Масса спутника - 100 кг. По форме он
представлял шар. Внутри были размещены
2 радиопередатчика с частотой излучения
20,005 и 40,002 мГц. Мощность излучения
составляла 1 Вт., что позволяло принимать
его сигналы на значительных расстояниях
широкому кругу радиолюбителей в
диапазоне коротких и ультракоротких
волн, а также наземным станциям слежения.
Приём сигналов позволил учёным изучить
условия прохождения радиоволн из
космоса на Землю. Кроме того, надо было
передавать на Землю информацию о
давлении и температуре внутри аппарата
.Первый спутник был неориентированный,
но 4-хантенная система давала практически
равномерное излучение во все стороны,
чтобы исключить влияние его вращения
на интенсивность принимаемых
радиосигналов. Спутник вышел на орбиту
с наклонением 65 градусов, перигеем 228
км и апогеем 947 км. Период обращения
вокруг Земли составлял чуть больше 96
мин.
В
Вашингтоне известие о запуске спутника
произвело эффект разорвавшейся бомбы.
Пентагон, который ратовал за политику
балансирования на грани войны, потрясло
не научное значение события, а ставший
для всех очевидным факт создания в
Советском Союзе многоступенчатой
межконтинентальной баллистической
ракеты (знаменитой Р-7 ), против которой
в то время была бессильна противовоздушная
оборона вероятного противника.
Приоритет
в создании этой, принципиально новой,
ракеты принадлежал С.П.Королёву и одному
из энтузиастов и пионеров советской
ракетной и космической техники
М.К.Тихонравову. В конце 1957 г. С.П.Королёв
на приёме у первого
секретаря ЦК КПСС Н.С.Хрущёва заявил:
ракета Р-7 получилась настолько удачной,
что её немедленно нужно запускать в
серийное производство. И уже в январе
1958 г. постановлением ЦК КПСС и Совета
Министров СССР завод №1 им. Сталина в
Куйбышеве был перепрофилирован под ее
выпуск. Первым замом главного конструктора
(самого С.П. Королёва!) был назначен
тогда 38-летний начальник ОКБ-1 Дмитрий
Ильич Козлов. Козлов приехал в Куйбышев
в феврале 1958 г. А уже в декабре того же
года на заводе №1 собрали две новые
ракеты Р-7. Тогда же после посещения
завода Н.С.Хрущёв заявил на весь мир,
что «теперь мы делаем ракеты на конвейере,
как сосиски», а потом пообещал с помощью
этих ракет показать Америке «кузькину
мать». Впрочем, это уже другая история. По
данным «Российской газеты» от 21.12.2012
г. с 1957 г. запущено более 6000 искусственных
спутников Замли. Мы имеем на орбите до
110 работающих спутников, американцы -
примерно 425.
Предлагаю
ещё раз вспомнить добрым словом нашего
земляка, выдающегося конструктора
ракетно-космических систем дважды
Героя Социалистического труда,
члена-корреспондента РАН Д.И.Козлова,
великого Гражданина, патриота и
коммуниста, ведь 1 октября ему исполнилось
бы 95 лет.
О
наших контрсанкциях
В
очередной раз 21 сентября с.г. в программе
В.Соловьёва (Вести-24 ) мы узнали позицию
вице-премьера РФ Д.Рогозина о возможных
ответных мерах в связи с американскими
и европейскими санкциями. И вот на какие
раздумья «вывело» это выступление
зампредседателя Госкомиссии по
оборонно-промышленному комплексу
(ОПК): ситуация явно не нормальная.
Фактически нас бьют, где только можно,
пытаются «душить» санкциями.
В
этих условиях представляется странным,
что Президент, провозглашая миролюбивый
характер нашей политики, направо и
налево демонстрирует некое благородство
и фактически даёт всем понять, что
«плохого» для мирового капитала в
области - по крайней мере - космоса,
Россия не сделает. В корне неправильно
и вредно для авторитета России одну за
другой проглатывать американские
пилюли и обещать им смехотворные
антисанкции в виде отказа, например,
от покупок дорогих американских тряпок,
что само по себе ничего, кроме
саркастических улыбок и гомерического
хохота у нормального российского
гражданина вызвать не может.
Удивительна
ситуация, когда обнаглевшие американцы
и продавшийся им Евросоюз одной рукой
подписывают санкции против РФ, другой
- требуют в преддверьи холодной зимы
«поддать Европе газу», да ещё по льготной
цене.
Иначе,
как маразматической, не назовёшь другую
ситуацию, когда в условиях жёсткого
противодействия США нашему государству
по всем составляющим традиционного
сотрудничества в области международных
отношений, оборонной, технологической
и экономической политики, Россия
продолжает, делая хорошую мину при
плохой игре, сотрудничать с американцами
по совместной эксплуатации Международной
космической станции (МКС ).
Вот
и сейчас,
когда готовились эти строки, состоялся
запуск очередного российского экипажа
с американцем на борту. Зачем и кому
это нужно? Ответим скорее всего так:
подобная суета вокруг МКС организуется
для того, чтобы наши доморощенные
менеджеры от космоса в очередной раз
могли «отхватить» от американского
денежного пирога за доставку на МКС
сколько-то миллионов баксов - в сущности
жалкие крохи в сравнении с ежегодным
объёмом финансирования космических
программ NASA
($17,7
млрд). Убеждён, каких-либо прорывных
открытий для космической науки, для
человечества, в результате совместного
с американцем полёта в очередной раз
не получим. Так что мы, достопочтенные
налогоплательщики нашей страны, вправе
адресовать вполне законный вопрос
многократно критикуемому (по-делу!)
Роскосмосу: «Где деньги, Зин» ? Какие
такие сверхновые, сверхважные научные
и технические задачи, (простите, кроме
коммерческих), решают в совместном
орбитальном полёте с американцами наши
экипажи? Словом,
я поддерживаю тех, кто за выход России
из ставшей не очень-то значимой для
отечественной космической науки,
малоперспективной в данный момент для
авторитета нашей страны программы
совместной с NASA
эксплуатации
МКС. Именно
по этой причине представляется вполне
уместным реализация одного из недавних
предложений Д.Рогозина о том, чтобы
прекратить доставку американцев на
борт МКС с помощью наших пилотируемых
кораблей - разве что «через батут».
Пусть добираются до орбиты Земли сами.
Не трудно представить, что, по всей
видимости, МКС им нужна как инструмент
для решения иных задач в интересах не
столько NASA
,
сколько американской военщине, для
получения дополнительных сведений в
определённых целях. В
день, когда готовились эти материалы,
российские СМИ сообщили о безобразной
деструктивной акции NASA
,
когда Канада, (вероятно с подачи США),
не пустила представителей Роскосмоса
для участия в работе 65-го Конгресса
астронавтов, в т.ч. отказала во въезде
в страну даже Сергею Крикалёву - одному
из самых видных и авторитетнейших
космонавтов, участнику многодневных
космических экспедиций на околоземную
орбиту. Вызывает
также сожаление неданяя «уступка»
России, когда в очередной раз правительство
Медведева 20.09.2014 г., как бы в ответ на
западные санкции, решило немного-нимало
«отложить обсуждение ответных мер на
санкции Запада». С такими уступками
наглеющему западному «коллеге» по так
называемому космическому сотрудничеству
Россия к сожалению всё больше и больше
утрачивает авторитет великой космической
державы.
Убеждён,
нам нечего стесняться в объявлении
ответных санкций. В ряду таковых и
неотложных, например, прекращение
поставок российских двигателей (в т.ч.
самарских двигателей СНТК Кузнецова)
для американских ракет.
В
конце концов нам следует всегда помнить
о бесценном опыте СССР по созданию в
50-70 годы прошлого столетия собственной
космической индустрии и инфраструктуры
без оглядки на Запад и США. Мы ведь по
большому счёту ни у кого никогда и
ничего не просили. Было трудно, не
хватало средств, но Советское государство
сделало всё возможное, чтобы Советский
Союз стал великой космической державой.
Подчеркнём, в интересах реализации
политики «ответных мер» не имеет смысла
сейчас заниматься пустопорожним делом
- делать американцам одну уступку за
другой. Хотя и терять лишнюю копейку
от прибыли за продажу космических услуг
не хотелось бы. И это правда.
В
ожиданиях развития авиакосмического
кластера Самарской области Ситуация
в мире тревожная. Нам угрожают. Недооценка
возможности возникновения вооружённого
конфликта с США и странами NATO
недопустима. Сейчас,
как никогда ранее, следует понять - дабы
обеспечить ядерный паритет, как
сдерживающий фактор в интересах
стабильности в мире, и чтоб не отстать
от прогресса в области вооружений, нам
безотлагательно следует заняться
реализацией прорывных космических
технологий и решением задач прежде
всего в интересах укрепления оборонной
составляющей нашей космической отрасли.
И
здесь важнейшим фактором для прогресса
должен стать пересмотр принципов
технической политики в управлении
космической отраслью. Пришло время
покончить с монополизмом некоторых
московских и подмосковных предприятий,
по существу «замкнувших» на себя
практически все крупные приоритетные
проекты.
Из-за
этого моральные и в немалой степени
материальные потери несут некоторые
из «периферийных» предприятий -
конкуренты москвичей. Достаточно
вспомнить, что ещё в советское время
Самарскому ЦСКБ-«Прогресс» не дали
завершить лётные испытания сверхтяжёлой
«лунной» ракеты Н-1, а примерно 2,5 года
назад это предприятие, детище Д.И.Козлова,
лишилось права (в угоду московской
«Ангаре») довести до стадии завершения
разработку проекта ракетно-космического
комплекса «Русь» стоимостью (по данным
СМИ) 20 млрд руб.
Самое
время сейчас воспользоваться поддержкой
Президента , который на июльском
совещании в ЦСКБ-«Прогресс» не исключил
возможности продолжения разработки
здесь ракеты-носителя сверхтяжёлого
класса для решения задач в интересах
Лунной и Марсианской программ. Опыт в
создании Н-1 и особенно «Энергии» у
Самары никуда не делся и его следовало
бы с максимальным эффектом применить
в новых разработках. Об этом неоднократно
в печати и приватных беседах ранее
говорил Генконструктор ЦСКБ Д.И.Козлов.
Хотелось бы пожелать успехов и удачи
в достижении этой цели его ученику и
последователю, продолжателю лучших
традиций самарских ракетостроителей,
одному из авторитетнейших руководителей
отечественной космической отрасли
А.Н.Кириллину.
С
учётом изменившейся не в лучшую сторону
международной обстановки, наличием
плохо скрываемых в адрес России угроз
со стороны американо-натовских «ястребов»
представляется крайне необходимым
внести дополнения в нашу оборонную
доктрину и «Госпрограмму РФ «Космическая
деятельность России на 2013-2020 г.г.».
Пересмотреть наш космический портфель
и срочно определиться с номенклатурой
изделий, которые могли бы с успехом
послужить защите нашего космического
пространства и территории от нападения
вероятного противника.
Посудите
сами. Пока мы «катаем» в космос
американцев, не занимаясь как следует
разработкой эффективных средств
космической защиты, американцы
осуществили запуск к МКС многоразового
«частного» транспортного корабля
«Dragon»
нового
поколения, а он по некоторым данным
может легко «зависнуть» над любой
точкой России и совершить боевой манёвр,
например, для бомбардировки. Так и
хочется спросить: «Где же наши
спутники-перехватчики «ИС» - детище
академика В.Н.Челомея, уничтожения
которых в 70-х- 80-х годах настойчиво
добивались американцы?» Давно пора
разработать и поставить на боевое
дежурство более совершенные системы
предупреждения от ракетного и орбитального
нападения . Совсем
недавно американцы сообщили об удачных
испытаниях орбитального лазерного
оружия. А где наши физики? Неужели будет
навсегда забыт опыт первого запуска
уникального отечественного комплекса
«СКИФ-Д» на самарской ракете-носителе
«Энергия» для противодействия созданным
по указу Рейгана в начале 80-х «ядерных
средств системы СОИ (стратегической
оборонной инициативы)? Надо в ряду этих
задач не забыть лазерный комплекс
боевой защиты на базе самолёта
«Бериев-А-60», показанный ещё в 2003 г. на
международном авиакосмическом салоне
(МАКС). Эту задачу мог бы вполне «на
паях» решить наш легендарный «Авиакор»,
лишившийся по воле доморощенных
«прихватизаторов» своей прописки в
Госпрограмме перевооружения авиаотрасли.
Впрочем, о ближайшем будущем «Авиакора»
в связи с июльскими поручениями
Президента речь пойдёт чуть ниже.
Исключительное
значение для защиты Земли и землян от
шальных астероидов типа
Чебаркульского
могла бы иметь система антиболидной
(астероидной) защиты, которую следовало
бы создать по самым совершенным лекалам
мировой космической науки и с привлечением
интеллекта студенческой молодёжи
самарских университетов и вузов. Об
этом в своём интервью самарскому ТВ не
так давно рассказал ректор СГАУ
Е.В.Шахматов. Кстати, особое значение
для повышения научно-технического
уровня всего Самарского аэрокосмического
кластера, а также научно-образовательного
статуса СГАЙ имеет принятое Минобрнауки
РФ в этом году решение о преобразовании
СГАУ в федеральное государственное
автономное образовательное учреждение
высшего образования «Самарский
государственный аэрокосмический
университет им. Академика С.П.Королёва
(НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ
УНИВЕРСИТЕТ)». СГАУ включён в число 15
ведущих российских вузов, которые
получили господдержку, для их вхождения
в ТОП-100 международных рейтингов.
Далее
- информация о возможных ближайших и
вероятных перспективах развития
авиакосмического кластера Самарской
области, исходя из итогов посещения
Путиным наших ведущих предприятий.
ЦСКБ
-ПРОГРЕСС
1
Готовится
к массовому производству лёгкий
10-местный самолёт «Рысачёк», который
можно использовать для пассажирских
перевозок, транспортировки грузов,
выполнения военных функций, в т.ч. для
воздушного патрулирования границ,
перевозки больных в санитарном варианте,
проведения спасательных операций. В
настоящее время продолжается сертификация
самолёта. В 2015 г. ожидается готовность
16-местной версии «Рысачка».
2
Проводится
научно - исследовательская работа по
созданию ракет-носителей сверхтяжёлого
класса, способных вывести на орбиту
полезные нагрузки массой 75 и 130 т. Эти
носители также будут работать на
экологически чистом топливе: на сжиженном
природном газе, жидком кислороде и
водороде. После 1988 г., когда на «Прогрессе»
создали «Энергию» для вывода в космос
многоразового корабля «Буран», подобных
ракет предприятие не производило.
Кстати,
в этом году в ноябре будет отмечаться
25-летие запуска носителя «Энергия» с
кораблём «Буран». 3
Предприятие
плодотворно и активно работает над
модификацией ракет-носителей лёгкого
класса: «Союз-2.1а », «Союз-2.1б » и «Союз-2.1в
», сегодня привязанных к первой
технической позиции строящегося
космодрома «Восточный». Первый носитель
для первого запуска в 2015 г. уже практически
готов. Таким образом «Восточный» - 4-ый
космодром, с которого будут стартовать
изделия, изготовленные в цехах
предприятия. 4
Завершается
работа над проектом нового двухступенчатого
носителя «Союз-5», который будет работать
на экологически чистом топливе: на
сжиженном природном газе и жидком
кислороде. Носитель предназначен для
выведения на низкие орбиты полезных
нагрузок весом до 8 т . «АВИАКОР
- авиационный завод»
1
Рассматривается
вопрос о возможности включении «Авиакора»
в программу кооперации «Объединённой
авиастроительной корпорации». 2
Правительством
РФ решается вопрос о передаче производства
самолёта Ил-114 из Ташкента на «Авиакор».
Стоимость проекта 12 млрд руб. 3
«Авиакор»
собрал в 2014 г. первый Ан-140-100 по заказу
Минобороны РФ. Всего законтрактировано
на предприятии 14 самолётов , в т.ч. четыре
Ан-140 - для морской авиации ВМФ. Планируется
в 2015 г. завершить строительство новых
самолётов Ту-154. Высвободившиеся
производственные возможности позволят
выполнить годовую программу выпуска
Ан-140 в количестве 5-6 самолётов. 4
В
ближайшей перспективе продолжит работу
Центр техобслуживания самолётов
ТУ-154-Б, ТУ-154-М, Ан-140 и Ан-74. Планируется
в 2015 г. провести техническое и обслуживание
около 36 машин. 5
В Правительство
РФ направлено предложение об использовании
аэродрома «Безымянка» для организации
низкобюджетных межрегиональных
перевозок в период подготовки и
проведения ЧМ-2018. 6
Техвозможности
предприятия - уникальная взлётно-посадочная
полоса длиной 3,5 км и шириной 90 м, наличие
недалеко от предприятия причальной
стенки для погрузки грузов различного
назначения на речные суда, а также
проходящая рядом ж/д магистраль
транс-национального значения позволили
поставить вопрос перед руководством
страны о создании на базе «Авиакора»
крупного современного логистического
центра. ОАО «
КУЗНЕЦОВ»
Перед
предприятием поставлены задачи по
реализации нескольких крупных
государственных проектов, среди них :
1
Приоритетная
задача - восстановление серийного
производства двигателя НК-32 для
стратегического бомбардировщика Ту-160
(«Белый лебедь»). 2
В
плане реализация федеральной программы
«Развитие оборонно-промышленного
комплекса РФ» строительство нового
корпуса сварки и пайки камер сгорания
ракетных двигателей. 3
Реконструкция
гальванического производства,
строительство современного гальванического
корпуса площадью 11 тыс.кв.м. 4
Модернизация
испытательного стенда для авиаизделий.
5
Увеличение в 2014 г. в 4 раза (в сравнении
с 2012 г.) - до 40-50 шт. объёма ремонта
авиадвигателей НК- 25 для отечественной
стратегической авиации.
В
2013 г. на обновление ОАО »Кузнецов» было
направлено 540 млн руб. В 2014 г. планируется
направить около 800 млн руб. Общий объём
ивестиций в модернизацию производства
до 2020 г. составит 17 млрд руб. Из них 8
млрд- средства федерального бюджета.
(Указанные
данные по .госинвестициям приведены
на рабочем совещании членов
правительственной делегации во главе
с вице-премьером Д.Рогозиным при
посещении предприятия 21 июля 2014 г.). На
этой позитивной ноте можно было бы и
остановиться. Но не даёт покоя тревога
о возможном отходе Правительства от
намеченных планов на общем фоне заметного
ослабления нашей экономики в условиях
резкого падения рубля, снижения стоимости
нефти и газа на внешнем рынке, усиливающихся
«мнениях» либеральных экономистов о
необходимости пересмотра бюджетных
ассигнований на социальные выплаты,
расходов на оборону. Остаётся только
пожелать депутатам фракций КПРФ во
всех Думах набраться терпения, мужества
и отваги, чтобы с одной стороны - защитить
интересы трудящихся, с другой - не забыть
о святая- святых - крепить оборону нашего
государства.
М.В.
Маслянцев, лауреат Государственной
премии СССР, полковник в отставке