» » ЦСКБ-Прогресс, Авиакор, Кузнецов - место в кластере
Информация к новости
  • Просмотров: 1 438
  • Автор: trudsamara
  • Дата: 3-10-2014, 11:47
3-10-2014, 11:47

ЦСКБ-Прогресс, Авиакор, Кузнецов - место в кластере

Категория: Аналитика

О перспективах развития Самарского аэрокосмическом кластере и не только
День 5 октября 1957 г. мне, тогда студенту 3-го курса Куйбышевского авиационного института, не забыть никогда. В аудиторию на Ульяновской, где мы в это утро как раз изучали конструкцию жидкостных ракетных двигателей, вбегает необычно взволнованный, сияющий от счастья наш любимый профессор и педагог Александр Миронович Сойфер и громко объявляет: «Ребята, только что ТАСС сообщило, что в СССР сегодня ночью впервые в истории человечества нашей ракетой-носителем запущен искусственный спутник Земли! Вы даже представить себе не можете, сколь важное мировое значение в истории человечества будет иметь это событие!». Слова профессора оказались пророческими. Несколько деталей этого выдающегося события. Точное время запуска - 4 октября 1957 г. в 22 час 28 мин по московскому времени. Масса спутника - 100 кг. По форме он представлял шар. Внутри были размещены 2 радиопередатчика с частотой излучения 20,005 и 40,002 мГц. Мощность излучения составляла 1 Вт., что позволяло принимать его сигналы на значительных расстояниях широкому кругу радиолюбителей в диапазоне коротких и ультракоротких волн, а также наземным станциям слежения. Приём сигналов позволил учёным изучить условия прохождения радиоволн из космоса на Землю. Кроме того, надо было передавать на Землю информацию о давлении и температуре внутри аппарата .Первый спутник был неориентированный, но 4-хантенная система давала практически равномерное излучение во все стороны, чтобы исключить влияние его вращения на интенсивность принимаемых радиосигналов. Спутник вышел на орбиту с наклонением 65 градусов, перигеем 228 км и апогеем 947 км. Период обращения вокруг Земли составлял чуть больше 96 мин.
В Вашингтоне известие о запуске спутника произвело эффект разорвавшейся бомбы. Пентагон, который ратовал за политику балансирования на грани войны, потрясло не научное значение события, а ставший для всех очевидным факт создания в Советском Союзе многоступенчатой межконтинентальной баллистической ракеты (знаменитой Р-7 ), против которой в то время была бессильна противовоздушная оборона вероятного противника.
Приоритет в создании этой, принципиально новой, ракеты принадлежал С.П.Королёву и одному из энтузиастов и пионеров советской ракетной и космической техники М.К.Тихонравову. В конце 1957 г. С.П.Королёв на приёме у первого секретаря ЦК КПСС Н.С.Хрущёва заявил: ракета Р-7 получилась настолько удачной, что её немедленно нужно запускать в серийное производство. И уже в январе 1958 г. постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР завод №1 им. Сталина в Куйбышеве был перепрофилирован под ее выпуск. Первым замом главного конструктора (самого С.П. Королёва!) был назначен тогда 38-летний начальник ОКБ-1 Дмитрий Ильич Козлов. Козлов приехал в Куйбышев в феврале 1958 г. А уже в декабре того же года на заводе №1 собрали две новые ракеты Р-7. Тогда же после посещения завода Н.С.Хрущёв заявил на весь мир, что «теперь мы делаем ракеты на конвейере, как сосиски», а потом пообещал с помощью этих ракет показать Америке «кузькину мать». Впрочем, это уже другая история. По данным «Российской газеты» от 21.12.2012 г. с 1957 г. запущено более 6000 искусственных спутников Замли. Мы имеем на орбите до 110 работающих спутников, американцы - примерно 425.
Предлагаю ещё раз вспомнить добрым словом нашего земляка, выдающегося конструктора ракетно-космических систем дважды Героя Социалистического труда, члена-корреспондента РАН Д.И.Козлова, великого Гражданина, патриота и коммуниста, ведь 1 октября ему исполнилось бы 95 лет.


О наших контрсанкциях
В очередной раз 21 сентября с.г. в программе В.Соловьёва (Вести-24 ) мы узнали позицию вице-премьера РФ Д.Рогозина о возможных ответных мерах в связи с американскими и европейскими санкциями. И вот на какие раздумья «вывело» это выступление зампредседателя Госкомиссии по оборонно-промышленному комплексу (ОПК): ситуация явно не нормальная. Фактически нас бьют, где только можно, пытаются «душить» санкциями.
В этих условиях представляется странным, что Президент, провозглашая миролюбивый характер нашей политики, направо и налево демонстрирует некое благородство и фактически даёт всем понять, что «плохого» для мирового капитала в области - по крайней мере - космоса, Россия не сделает. В корне неправильно и вредно для авторитета России одну за другой проглатывать американские пилюли и обещать им смехотворные антисанкции в виде отказа, например, от покупок дорогих американских тряпок, что само по себе ничего, кроме саркастических улыбок и гомерического хохота у нормального российского гражданина вызвать не может.
Удивительна ситуация, когда обнаглевшие американцы и продавшийся им Евросоюз одной рукой подписывают санкции против РФ, другой - требуют в преддверьи холодной зимы «поддать Европе газу», да ещё по льготной цене.
Иначе, как маразматической, не назовёшь другую ситуацию, когда в условиях жёсткого противодействия США нашему государству по всем составляющим традиционного сотрудничества в области международных отношений, оборонной, технологической и экономической политики, Россия продолжает, делая хорошую мину при плохой игре, сотрудничать с американцами по совместной эксплуатации Международной космической станции (МКС ).
Вот и сейчас, когда готовились эти строки, состоялся запуск очередного российского экипажа с американцем на борту. Зачем и кому это нужно? Ответим скорее всего так: подобная суета вокруг МКС организуется для того, чтобы наши доморощенные менеджеры от космоса в очередной раз могли «отхватить» от американского денежного пирога за доставку на МКС сколько-то миллионов баксов - в сущности жалкие крохи в сравнении с ежегодным объёмом финансирования космических программ NASA ($17,7 млрд). Убеждён, каких-либо прорывных открытий для космической науки, для человечества, в результате совместного с американцем полёта в очередной раз не получим. Так что мы, достопочтенные налогоплательщики нашей страны, вправе адресовать вполне законный вопрос многократно критикуемому (по-делу!) Роскосмосу: «Где деньги, Зин» ? Какие такие сверхновые, сверхважные научные и технические задачи, (простите, кроме коммерческих), решают в совместном орбитальном полёте с американцами наши экипажи? Словом, я поддерживаю тех, кто за выход России из ставшей не очень-то значимой для отечественной космической науки, малоперспективной в данный момент для авторитета нашей страны программы совместной с NASA эксплуатации МКС. Именно по этой причине представляется вполне уместным реализация одного из недавних предложений Д.Рогозина о том, чтобы прекратить доставку американцев на борт МКС с помощью наших пилотируемых кораблей - разве что «через батут». Пусть добираются до орбиты Земли сами. Не трудно представить, что, по всей видимости, МКС им нужна как инструмент для решения иных задач в интересах не столько NASA , сколько американской военщине, для получения дополнительных сведений в определённых целях. В день, когда готовились эти материалы, российские СМИ сообщили о безобразной деструктивной акции NASA , когда Канада, (вероятно с подачи США), не пустила представителей Роскосмоса для участия в работе 65-го Конгресса астронавтов, в т.ч. отказала во въезде в страну даже Сергею Крикалёву - одному из самых видных и авторитетнейших космонавтов, участнику многодневных космических экспедиций на околоземную орбиту. Вызывает также сожаление неданяя «уступка» России, когда в очередной раз правительство Медведева 20.09.2014 г., как бы в ответ на западные санкции, решило немного-нимало «отложить обсуждение ответных мер на санкции Запада». С такими уступками наглеющему западному «коллеге» по так называемому космическому сотрудничеству Россия к сожалению всё больше и больше утрачивает авторитет великой космической державы.
Убеждён, нам нечего стесняться в объявлении ответных санкций. В ряду таковых и неотложных, например, прекращение поставок российских двигателей (в т.ч. самарских двигателей СНТК Кузнецова) для американских ракет.
В конце концов нам следует всегда помнить о бесценном опыте СССР по созданию в 50-70 годы прошлого столетия собственной космической индустрии и инфраструктуры без оглядки на Запад и США. Мы ведь по большому счёту ни у кого никогда и ничего не просили. Было трудно, не хватало средств, но Советское государство сделало всё возможное, чтобы Советский Союз стал великой космической державой. Подчеркнём, в интересах реализации политики «ответных мер» не имеет смысла сейчас заниматься пустопорожним делом - делать американцам одну уступку за другой. Хотя и терять лишнюю копейку от прибыли за продажу космических услуг не хотелось бы. И это правда.


В ожиданиях развития авиакосмического кластера Самарской области Ситуация в мире тревожная. Нам угрожают. Недооценка возможности возникновения вооружённого конфликта с США и странами NATO недопустима. Сейчас, как никогда ранее, следует понять - дабы обеспечить ядерный паритет, как сдерживающий фактор в интересах стабильности в мире, и чтоб не отстать от прогресса в области вооружений, нам безотлагательно следует заняться реализацией прорывных космических технологий и решением задач прежде всего в интересах укрепления оборонной составляющей нашей космической отрасли.
И здесь важнейшим фактором для прогресса должен стать пересмотр принципов технической политики в управлении космической отраслью. Пришло время покончить с монополизмом некоторых московских и подмосковных предприятий, по существу «замкнувших» на себя практически все крупные приоритетные проекты.
Из-за этого моральные и в немалой степени материальные потери несут некоторые из «периферийных» предприятий - конкуренты москвичей. Достаточно вспомнить, что ещё в советское время Самарскому ЦСКБ-«Прогресс» не дали завершить лётные испытания сверхтяжёлой «лунной» ракеты Н-1, а примерно 2,5 года назад это предприятие, детище Д.И.Козлова, лишилось права (в угоду московской «Ангаре») довести до стадии завершения разработку проекта ракетно-космического комплекса «Русь» стоимостью (по данным СМИ) 20 млрд руб.
Самое время сейчас воспользоваться поддержкой Президента , который на июльском совещании в ЦСКБ-«Прогресс» не исключил возможности продолжения разработки здесь ракеты-носителя сверхтяжёлого класса для решения задач в интересах Лунной и Марсианской программ. Опыт в создании Н-1 и особенно «Энергии» у Самары никуда не делся и его следовало бы с максимальным эффектом применить в новых разработках. Об этом неоднократно в печати и приватных беседах ранее говорил Генконструктор ЦСКБ Д.И.Козлов. Хотелось бы пожелать успехов и удачи в достижении этой цели его ученику и последователю, продолжателю лучших традиций самарских ракетостроителей, одному из авторитетнейших руководителей отечественной космической отрасли А.Н.Кириллину.
С учётом изменившейся не в лучшую сторону международной обстановки, наличием плохо скрываемых в адрес России угроз со стороны американо-натовских «ястребов» представляется крайне необходимым внести дополнения в нашу оборонную доктрину и «Госпрограмму РФ «Космическая деятельность России на 2013-2020 г.г.». Пересмотреть наш космический портфель и срочно определиться с номенклатурой изделий, которые могли бы с успехом послужить защите нашего космического пространства и территории от нападения вероятного противника.
Посудите сами. Пока мы «катаем» в космос американцев, не занимаясь как следует разработкой эффективных средств космической защиты, американцы осуществили запуск к МКС многоразового «частного» транспортного корабля «Dragon» нового поколения, а он по некоторым данным может легко «зависнуть» над любой точкой России и совершить боевой манёвр, например, для бомбардировки. Так и хочется спросить: «Где же наши спутники-перехватчики «ИС» - детище академика В.Н.Челомея, уничтожения которых в 70-х- 80-х годах настойчиво добивались американцы?» Давно пора разработать и поставить на боевое дежурство более совершенные системы предупреждения от ракетного и орбитального нападения . Совсем недавно американцы сообщили об удачных испытаниях орбитального лазерного оружия. А где наши физики? Неужели будет навсегда забыт опыт первого запуска уникального отечественного комплекса «СКИФ-Д» на самарской ракете-носителе «Энергия» для противодействия созданным по указу Рейгана в начале 80-х «ядерных средств системы СОИ (стратегической оборонной инициативы)? Надо в ряду этих задач не забыть лазерный комплекс боевой защиты на базе самолёта «Бериев-А-60», показанный ещё в 2003 г. на международном авиакосмическом салоне (МАКС). Эту задачу мог бы вполне «на паях» решить наш легендарный «Авиакор», лишившийся по воле доморощенных «прихватизаторов» своей прописки в Госпрограмме перевооружения авиаотрасли. Впрочем, о ближайшем будущем «Авиакора» в связи с июльскими поручениями Президента речь пойдёт чуть ниже.
Исключительное значение для защиты Земли и землян от шальных астероидов типа
Чебаркульского могла бы иметь система антиболидной (астероидной) защиты, которую следовало бы создать по самым совершенным лекалам мировой космической науки и с привлечением интеллекта студенческой молодёжи самарских университетов и вузов. Об этом в своём интервью самарскому ТВ не так давно рассказал ректор СГАУ Е.В.Шахматов. Кстати, особое значение для повышения научно-технического уровня всего Самарского аэрокосмического кластера, а также научно-образовательного статуса СГАЙ имеет принятое Минобрнауки РФ в этом году решение о преобразовании СГАУ в федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Самарский государственный аэрокосмический университет им. Академика С.П.Королёва (НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ)». СГАУ включён в число 15 ведущих российских вузов, которые получили господдержку, для их вхождения в ТОП-100 международных рейтингов.
Далее - информация о возможных ближайших и вероятных перспективах развития авиакосмического кластера Самарской области, исходя из итогов посещения Путиным наших ведущих предприятий.
ЦСКБ -ПРОГРЕСС
1 Готовится к массовому производству лёгкий 10-местный самолёт «Рысачёк», который можно использовать для пассажирских перевозок, транспортировки грузов, выполнения военных функций, в т.ч. для воздушного патрулирования границ, перевозки больных в санитарном варианте, проведения спасательных операций. В настоящее время продолжается сертификация самолёта. В 2015 г. ожидается готовность 16-местной версии «Рысачка».
2 Проводится научно - исследовательская работа по созданию ракет-носителей сверхтяжёлого класса, способных вывести на орбиту полезные нагрузки массой 75 и 130 т. Эти носители также будут работать на экологически чистом топливе: на сжиженном природном газе, жидком кислороде и водороде. После 1988 г., когда на «Прогрессе» создали «Энергию» для вывода в космос многоразового корабля «Буран», подобных ракет предприятие не производило. Кстати, в этом году в ноябре будет отмечаться 25-летие запуска носителя «Энергия» с кораблём «Буран». 3 Предприятие плодотворно и активно работает над модификацией ракет-носителей лёгкого класса: «Союз-2.1а », «Союз-2.1б » и «Союз-2.1в », сегодня привязанных к первой технической позиции строящегося космодрома «Восточный». Первый носитель для первого запуска в 2015 г. уже практически готов. Таким образом «Восточный» - 4-ый космодром, с которого будут стартовать изделия, изготовленные в цехах предприятия. 4 Завершается работа над проектом нового двухступенчатого носителя «Союз-5», который будет работать на экологически чистом топливе: на сжиженном природном газе и жидком кислороде. Носитель предназначен для выведения на низкие орбиты полезных нагрузок весом до 8 т . «АВИАКОР - авиационный завод»
1 Рассматривается вопрос о возможности включении «Авиакора» в программу кооперации «Объединённой авиастроительной корпорации». 2 Правительством РФ решается вопрос о передаче производства самолёта Ил-114 из Ташкента на «Авиакор». Стоимость проекта 12 млрд руб. 3 «Авиакор» собрал в 2014 г. первый Ан-140-100 по заказу Минобороны РФ. Всего законтрактировано на предприятии 14 самолётов , в т.ч. четыре Ан-140 - для морской авиации ВМФ. Планируется в 2015 г. завершить строительство новых самолётов Ту-154. Высвободившиеся производственные возможности позволят выполнить годовую программу выпуска Ан-140 в количестве 5-6 самолётов. 4 В ближайшей перспективе продолжит работу Центр техобслуживания самолётов ТУ-154-Б, ТУ-154-М, Ан-140 и Ан-74. Планируется в 2015 г. провести техническое и обслуживание около 36 машин. 5 В Правительство РФ направлено предложение об использовании аэродрома «Безымянка» для организации низкобюджетных межрегиональных перевозок в период подготовки и проведения ЧМ-2018. 6 Техвозможности предприятия - уникальная взлётно-посадочная полоса длиной 3,5 км и шириной 90 м, наличие недалеко от предприятия причальной стенки для погрузки грузов различного назначения на речные суда, а также проходящая рядом ж/д магистраль транс-национального значения позволили поставить вопрос перед руководством страны о создании на базе «Авиакора» крупного современного логистического центра. ОАО « КУЗНЕЦОВ»
Перед предприятием поставлены задачи по реализации нескольких крупных государственных проектов, среди них :
1 Приоритетная задача - восстановление серийного производства двигателя НК-32 для стратегического бомбардировщика Ту-160 («Белый лебедь»). 2 В плане реализация федеральной программы «Развитие оборонно-промышленного комплекса РФ» строительство нового корпуса сварки и пайки камер сгорания ракетных двигателей. 3 Реконструкция гальванического производства, строительство современного гальванического корпуса площадью 11 тыс.кв.м. 4 Модернизация испытательного стенда для авиаизделий. 5 Увеличение в 2014 г. в 4 раза (в сравнении с 2012 г.) - до 40-50 шт. объёма ремонта авиадвигателей НК- 25 для отечественной стратегической авиации.
В 2013 г. на обновление ОАО »Кузнецов» было направлено 540 млн руб. В 2014 г. планируется направить около 800 млн руб. Общий объём ивестиций в модернизацию производства до 2020 г. составит 17 млрд руб. Из них 8 млрд- средства федерального бюджета.
(Указанные данные по .госинвестициям приведены на рабочем совещании членов правительственной делегации во главе с вице-премьером Д.Рогозиным при посещении предприятия 21 июля 2014 г.). На этой позитивной ноте можно было бы и остановиться. Но не даёт покоя тревога о возможном отходе Правительства от намеченных планов на общем фоне заметного ослабления нашей экономики в условиях резкого падения рубля, снижения стоимости нефти и газа на внешнем рынке, усиливающихся «мнениях» либеральных экономистов о необходимости пересмотра бюджетных ассигнований на социальные выплаты, расходов на оборону. Остаётся только пожелать депутатам фракций КПРФ во всех Думах набраться терпения, мужества и отваги, чтобы с одной стороны - защитить интересы трудящихся, с другой - не забыть о святая- святых - крепить оборону нашего государства.
М.В. Маслянцев, лауреат Государственной премии СССР, полковник в отставке





Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Архив новостей

Апрель 2024 (5)
Март 2024 (6)
Февраль 2024 (4)
Январь 2024 (6)
Декабрь 2023 (6)
Ноябрь 2023 (5)
^