Причиной
кризиса стали управленческие решения
президента компании Бу Андерсона.
Предприятие
могло «впасть в кому» уже до лета, однако
управленческое решение, похоже, спасет
компанию и десятки тысяч рабочих. Похоже,
сохранит свое кресло и президент ВАЗа Бу
Андерссон.
Когда
мы начинали писать данный материал он
обещал быть печальным и предупреждающим
— ситуация на Тольяттинском
автозаводе сегодня
близка к критической. Склады предприятия
заполнены недоукомплектованными
автомобилями из-за неплатежей АвтоВАЗа
поставщикам. Те в массовом порядке
банкротятся либо отказываются работать
без предоплаты, как это было принято
раньше. Причиной кризиса стали
управленческие решения президента
компании Бу Андерсона. tlt24разбирался,
когда и как швед поступил неправильно
и чем это грозит рабочим и поставщикам,
но в это время пришло новое известие –
готовится сделка с холдингом «Объединенные
автомобильные компоненты». Холдинг
будет продан АВТОВАЗу целиком, а не по
частям, как сообщалось ранее, пишет издание
«Детали-авто» со
ссылкой на димитровградский портал
«Три сосны». Те, в свою очередь, ссылаются
на генерального директора группы «ОАТ»
Василия Лапотько. На трехсторонней
встрече в Димитровграде, в которой
принимали участие представители
правительства Ульяновской области,
руководства группы и президента ОАО
«АВТОВАЗ» Бу Андерссона, Лапотько
заявил: «Продажа
будет именно группы, а не активов, не
станков и оборудования, а всей группы.
Это чётко и ясно. Все заводы войдут в
периметр сделки, которые принадлежат
группе «АВТОВАЗа».
Холдинг «Объединенные
автомобильные технологии» включает
в себя 14 предприятий в нескольких
регионах России. Все они занимаются
выпуском автокомпонентов. Совокупная
выручка компаний «ОАТа» в 2013 году
составила 16,1 млрд. рублей. Численность
персонала группы – около 14 тысяч
человек. Собственником группы является
госпокорпорация «Ростех». Основным
потребителем продукции «ОАТ» является
ОАО «АВТОВАЗ». Осенью прошлого года
конфликт между ОАТом и Волжским
автозаводом по поводу цен на комплектующие
стал причиной остановки вазовского
конвейера на несколько дней и финансовых
потерь автосборочного предприятия, —
приводит справку «Детали-авто» По
предположению издания, именно конфликт
стал причиной отставки прежнего
руководителя «ОАТа» Михаила Кучинского,
который покинул свою должность в марте
этого года вместе с еще рядом менеджеров
своей команды. Тогда же появились
сообщения о продаже холдинга АВТОВАЗу.
Как утверждали источники «Деталей»,
сумма сделки может составить
165 млн.долларов в векселях со сроком
погашения в 2032 году.
Источники tlt24 информируют,
что Бу Андерссон из-за конфликта с
поставщиками был близок к отставке, но
теперь, похоже, ему удалось исправить
одной сделкой все то, что он «натворил»
(формулировка источника). — К
проблеме поставщиков привели исключительно
ошибочные управленческие решения Бу,—
говорит источник. – На
конференции поставщиков 05 февраля
прошлого года было озвучено решение
снизить закупочные цены на 5% и увеличить
отсрочку платежей до 90 дней. Это ВАЗом
было принято решение такое в одностороннем
порядке. Кто не был согласен, тем
пригрозили разрывом договоров (до этого
договоры предусматривали отсрочку 15,
45 и 60 дней – прим.ред.). Тогда фактически
началось «вымывание» оборотного
капитала у поставщиков. В мае 2014 объявили
о снижении объемов производства
(соответственно, заказа комплектующих).
Это привело к увеличению складских
запасов (у поставщиков) и еще большему
росту их издержек. Далее АВТОВАЗ начал
сокращение складских запасов у себя –
соответственно, потребовав привозить
небольшими партиями. Это вызвало рост
транспортных расходов поставщиков.
Например, вместо одной фуры в неделю –
две-три «Газели». — В
июле АВТОВАЗ потребовал создать
15-суточный страховой задел у поставщиков,
а в августе объявил о снижении (до конца
года) программы производства. Это
привело к дальнейшему росту себестоимости
комплектующих для производителей. А
чем меньше объем, тем больше себестоимость
единицы изделия, —
поясняет источник tlt24. — В
сентябре без согласования с поставщиками,
в одностороннем порядке, АвтоВАЗ принял
решение об изменении порядка оплаты
по договорам, которое звучало так:
оплата 15 числа месяца через месяц после
месяца поставки. Таким образом, в октябре
не платили никому. Поставщики же покупают
материалы и комплектующие по предоплате,
часто за валюту. В
конце сентября АвтоВАЗ резко
увеличивает программу производства,
поставщики вынуждены в срочном порядке
брать кредиты (чаще валютные) на дозакупку
материалов под увеличение заказа. И –
обвал рубля… — Провалена
договорная кампания на 2015 г. В конце
декабря – начале января 2015 в авральном
порядке, минуя систему тендеров, начали
подписывать согласование цен на 2
месяца. Фактически на ЛЮБЫХ условиях,
чтобы избежать остановки завода. Даже
по предоплате и с увеличением цены, —
негодует источник, резюмируя: «Всем
этим «дерганьям» была альтернатива –
поставить задачу перехода на 90 дней
отсрочки платежа постепенно, с учетом
перевода субпоставщиков на отсрочку
платежа, постепенно формируя новые
платежные отношения. Но было так как
было и это привело к кризису отрасли
автопроизводителей-поставщиков
АВТОВАЗа».
— Теперь,
возможно, Бу спасен, — кратко
прокомментировал источник tlt24 сделку
с ОАТ.
http://tlt24.net/avtovaz-izbezhit-bankrotstva-blagodarya-sdelke-s-oat.html