На злобу дня
Асфальтовые секреты
Плохие дороги и бесконечный летний ремонт стали бездонным источником прибыли: вместо нормативного ремонта в 8-12 лет покрытие заменяется ежегодно, и тратится на это до 700 млрд руб. В среднем за лето в крупных городах асфальт заменяется на четверти магистралей. При существующих коррупционных схемах ремонт обычно представляет собой бессмысленное перекладывание асфальта, уверены эксперты. Виновата в этом не только коррупция, но и система тендеров, когда конкурс выигрывают компании, готовые максимально сэкономить. За вычетом откатов, средств на асфальт, щебень и минералы остается по минимуму, отмечают в Движении автомобилистов России.
В этом году «асфальтовые затраты» составят более 700 млрд. руб. Международные эксперты, в частности, Всемирный банк, уже не раз удивлялись завышенным ценам на ремонт и прокладывание новых дорог.
«Я ни разу не видел, чтобы дорожные работы велись с соблюдением технологий, когда меняется не только асфальт, но и гравий. Поэтому каждый год у нас все дороги нуждаются в ремонте», – приводят «Новые Известия» слова координатора Федерации автовладельцев РФ в С-Петербурге А/Шумака.
«Плохие дороги в России делают умышленно. И специально убеждают население в том, что хорошие дороги построить невозможно. Если найдется чиновник, который захочет делать хорошие дороги, ему этого не позволят. Потому что плохие дороги строить выгодно и чиновникам, и подрядчикам. Чем больше объем работ, тем больше на них выделяется средств, расходование которых государство не контролирует», отмечает автоэксперт С. Асланян. По его словам, «в России нет единой тарификации: не определено, сколько должна стоить одна машина асфальта или битума. Цены берутся с потолка. А проверять качество дорог не принято. В смете может быть написано, что для ремонта участка использовано 100 машин гравия, 5 - битума и 25 - асфальта. А на самом деле было только 4 машины асфальта и все. Остальные деньги ушли на коттеджи, дачи, шубки секретаршам и т.д. Откаты в строительстве дорог составляют обычно более 10%, подрядчикам нужно еще поделиться с «крышей» и оставить что-то себе».
«Асфальтобетон покупают подешевле. Щебень – менее прочный, песок – не чистый, а с примесью. Вместо качественного минерального порошка, который добавляют в асфальт для вязкости, сыплют туда пыль», – перечислил российские ноу-хау при ремонте дорог председатель Движения автомобилистов В.Похмелкин. виновата в этом не только коррупция, но и система тендеров, при которой конкурс на выполнение работ выигрывают те компании, которые запросят меньшую цену.
Еще одна серьезная проблема состоит в том, что компании, выполняющие госзаказ на укладку асфальта в городе, дают невероятно краткосрочные гарантии качества – всего год или два, вместо «нормальных» 8 лет. Если через год после укладки асфальта его укладывают вновь, то тех, кто организовывал и укладывал асфальт в предыдущий раз, надо смело сажать в тюрьму. Это как минимум грубое нарушение технологий, повлекшее существенный имущественный ущерб, а максимум – хищение денежных средств.
Ремонт дорог каждое лето становится кошмаром для автомобилистов в больших городах.
Алексей Усов