Информация к новости
  • Просмотров: 698
  • Автор: kprf
  • Дата: 15-05-2017, 13:56
15-05-2017, 13:56

О МОЕЙ ЖИЗНИ

Категория: Информация

Взяться за написание этой заметки меня заставил звонок моего старого товарища и коллеги по долгосрочной совместной работе в знаменитом коллективе ЦСКБ, где мы с ним успешно трудились под руководством теперь уже легендарного Генерального конструктора Козлова Д.И.Выполняя партийное поручение, как-то он без долгих разговоров сумел убедить меня написать небольшую статью, и притом в очень сжатые сроки, об основных моментах моей жизни, и я согласился попробовать, поскольку ничего необычного в ней и нет – она, наверное, во многом отражает судьбу многих советских людей моего времени.
Поразмыслив, я подумал, что проще и короче будет, если я остановлюсь поэтапно на основных жизненных моментах, а они, как известно, включают детство, юность с учебой и взрослением, семейное устройство, становление человека как профессионала и работу и еще раз работу. Я не сгущаю краски, применив слово «моменты», ибо, по моему мнению, жизнь человека столь коротка, что теперь с высоты прожитых лет кажется, что она пронеслась в короткое мгновение, хотя я уже доживаю восьмой десяток.
Родился я в 1937 (в первой половине прошлого столетия – так говорю иногда, подшучивая над собой со знакомыми) и сейчас отнесен (и это правильно) к «детям войны», что совсем не нравится почему-то нынешним властям.
Родился в семье учителей – и мать, и отец были ими; мать всю свою долгую жизнь, а отец – короткую жизнь, довоенную, он погиб в декабре 1941 в возрасте 26 лет.
Родился я не где-то там, далеко отсюда, а в знаменитом, я считаю, селе Ширяево, где есть музей легендарного художника И. Репина и известного в ранние советские годы поэта А.В. Ширяева, который родился там же. Отсюда и его псевдоним – Ширяевец. Кстати, к нему с уважением относился наш великий поэт С. Есенин.
Жил я с родителями и с семьей деда по матери до войны в Ширяево (ныне Богатырь), а перед самой войной (отец Чечин Василий Иванович заканчивал Саратовское военное училище) мы с матерью переехали в село Заборовка Сызранского района, где и проживали до 1946 года, откуда затем переехали в пос. Мехзавод Красноглинского района.
Война, война… Она забрала на фронт всех мужчин нашего семейства, всех моих дядек и даже пожилого уже в те годы деда Чечина Ивана Егоровича, которому было за 50.
Интересна судьба каждого человека. С войны вернулись не все, а вот дед, для которого это была уже третья война, вернулся! Старичков стали отпускать с фронта, когда исход войны был уже ясен. Дед дошел до г. Будапешта. Он был ездовым – подвозил снаряды артиллеристам на лошадях на самые передовые позиции. Под ним вражеские летчики убили больше 10 лошадей, а вот дед, прячась под телегу со снарядами, выжил!
Недавно внук нашел фронтовой приказ о награждении деда за проявленную отвагу в Будапеште. Деду и отцу я, увлекаясь стихами, написал по стихотворению о военных годах: «Мой дед был пахарь и солдат, прошел он три войны…» и «В 41 году, за три дня до конца, пал отец мой геройской смертью…».
В 1954 г. я окончил на Мехзаводе школу № 33 и в этом же году поступил в Куйбышевский авиационный институт. Конкурс по тем временам был большой, 5–6 человек на место, но я учился хорошо и прошел по конкурсу.
Учеба в институте мне давалась довольно легко, сказывался хороший школьный багаж, ну и, конечно, интерес к профессии и трудолюбие, к которому был приучен с детства.
Институт я окончил в 1960 году, получив диплом с отличием.
Конечно, на всю жизнь запомнились сокурсники, преподаватели, ректоры, заведующие кафедрами Стибизов, Лукачев, Бочкарев, Дорофеев, Човник, Хазанов, Тарасов, Кузнецов Н.Д., начальник военной кафедры генерал и участник воздушных боев на Севере Герой Советского Союза Губанов и много-много других!
Многое в творческом росте давали занятия в научно-технических студенческих обществах, руководимых талантливыми преподавателями-исследователями.
Безусловно, только с положительной стороны запомнились студенческие работы в колхозах и совхозах на уборочных кампаниях. Мне повезло: после второго курса вместе со многими мы поехали на уборку зерновых на целину в Казахстан. Есть памятная медаль об этом.
На втором курсе познакомился с будущей своей женой Семеренько О.П., с которой в 1959 году поженились и прожили долгую (54 года) совместную жизнь до ее кончины в 2013 году.
Очень много добавляла в профессиональном смысле наша военная кафедра в КуАИ. Мы в деталях осваивали на нашем тогдашнем институтском аэродроме (в районе теперешней улицы Аэродромной) устройство и эксплуатацию прекрасного по тем временам истребителя МиГ-15, завершив эту работу летними лагерями в одном из полков в районе Чапаевска. Там готовили к полету самолеты и проходили строевую подготовку.
В итоге нам присвоили звание младших инженеров-лейтенантов. Там среди своих мне поручили командовать отделением (мы шутили, что я стал «комодом»).
И, наконец, о завершении студенческих лет. Тогда мы, конечно, об этом не знали, но в 1958 году было решение правительства о передаче изготовления королёвской ракеты Р7 («семерки») на завод № 1 им. Сталина. И первые «семерки» были изготовлены к концу 1958 года, а в феврале 1959 г. первая куйбышевская Р7 успешно слетала.
Так вот, чтобы обеспечить инженерными кадрами ракетное производство, нам было предложено на добровольной основе продлить обучение в КуАИ на полгода и получить ракетную специальность. Наш с супругой выбор был однозначным: продлить учебу и начать работу по новой специальности.
Ну а теперь о самом главном и продолжительном в моей жизни – о работе в легендарном ракетно-космическом специальном конструкторском бюро над созданием новейших образцов ракетно-космической техники как оборонного, так и народнохозяйственного назначения под руководством Генерального конструктора Дмитрия Ильича Козлова, одного из ближайших и доверенных соратников Сергея Павловича Королева.
Конечно, в силу закрытости (во многом и до сих пор) этой тематики можно написать не очень много, хотя на сегодняшний день о работе этого коллектива и его руководителей написано несколько книг, в том числе с участием Ярослава Голованова. Созданы интересные видеоматериалы, которые расскажут о многом.
О современной работе Самарского РКЦ выпущены и многие другие материалы.
Я, конечно, отдаю себе отчет, что моему поколению выпускников КуАИ выпал счастливый жребий в том, что начался взлет ракетно-космической техники, совпавший с началом нашей производственной жизни. Мы оказались в нужное время в нужном месте! Ну и попали в талантливые руки замечательных и творческих работников, командиров и учителей, определивших всю нашу дальнейшую судьбу.
Я уже неоднократно писал об этом (как и мои коллеги), что мы попали в 1960 году не в ЦСКБ (ему еще предстояло появиться), а в отдел № 25 ОКБ-1 С.П. Королева, который создавался для конструкторского сопровождения Р7 на заводе № 1. И пришли мы туда, еще не защитив дипломной работы, а делая это уже на работе в отделе 25.
По решению Д.И. и С.П. нам предстояла очень трудная, но совершенно необходимая подготовительная работа в г. Королеве (теперь) в составах штатных подразделений ОКБ-1. И такое предстояло сделать как минимум дважды: когда мы осваивали ракету Р7 и когда через два года осваивали космическую технику (космический аппарат «Зенит-2»), тоже переданную в Куйбышев.
Эта работа оставила также неизгладимое впечатление на всю жизнь и послужила мощнейшим толчком в дальнейшей работе над целой плеядой и ракет-носителей среднего класса, и космических аппаратов дистанционного зондирования Земли, народнохозяйственного назначения и научного направления.
Передо мной моя трудовая книжка, основные моменты:
июль 1960 г. – принят в отд. 25 (ОКБ-1) на должность конструктора 11 категории;
ноябрь 1961 г. – старший инженер;
апрель 1963 г. – нач. группы;
март 1966 г. – нач. сектора;
1967 г. – переведен в Куйбышевский филиал ЦКБЭМ;
апрель 1967 г. – нач. отдела КФ ЦКБЭМ;
апрель 1975 г. – нач. комплекса (подразделение из нач. отделов);
апрель 1985 г. – зам Генерального конструктора – нач. отделения;
апрель 1997 г. – ЦСКБ «Прогресс» объединилось в ракетно-космический центр «РКЦ «ЦСКБ-Прогресс»;
июнь 1997 г. – первый заместитель Генерального конструктора, первый зам. начальника ЦСКБ;
август 1999 г. – первый зам. Генерального конструктора ГНПРКЦ «ЦСКБ-Прогресс», первый зам. начальника ЦСКБ;
февраль 2008 г. – выход на пенсию.

Сколько за этими назначениями проделанной работы, сколько трудных, но интересных дел! Командировки по смежным предприятиям, заграничные поездки (Франция, Германия, Италия, США, Сингапур, Индия, Китай, Австралия), аварийные комиссии, поездки на Байконур и Плесецк, коллегии, работа в Академии космонавтики и Инженерной академии – всего не перечтешь…
А сколько деловых встреч с руководителями смежных предприятий (а их у нас было больше 300!), с руководителями некоторых министерств (в том числе с Е.Р. Славским – министром среднего машиностроения).
Были даже две встречи по перспективным вопросам с тогдашним президентом АН СССР А.П. Александровым, с руководителями Курчатовского института.
Наш коллектив все время работал в тесном контакте с заказчиками по оборонной тематике, и эта работа была основной, нашего Генерального исключительно сильно уважали в Минобороны, и у нас никогда не было с ними разногласий.
Одной из главных причин нашего успеха была забота нашего Генерального конструктора о наших сотрудниках: конструкторах, технологах, инженерах рядовых и из командных звеньев. У нас была самая высокая зарплата в Куйбышеве, одно из самых лучших положений по обеспечению жильем, отдыхом, медобслуживанием наших работников.
Дружная работа администрации с комсомольской, партийной и профсоюзной организациями всегда была залогом уверенности наших сотрудников в завтрашнем дне.
Дмитрий Ильич как участник ВОВ трепетно-уважительно относился к ветеранам ВОВ, работал слаженный коллектив совета ветеранов, а 9 Мая было, пожалуй, самым значимым праздником, который мы отмечали.
Коллективом предприятия создано с десяток основных модификаций легендарной ракеты на базе «семерки» и ее модификации, десятки типов космических аппаратов оборонного, научного, народнохозяйственного назначения, выполнен ряд оригинальных конверсионных работ.
ЦСКБ в свое время был награжден орденом Ленина, и теперь на счету Центра 4 почетных ордена.
В ЦСКБ и Центре выращены более сотни кандидатов наук, десятки докторов наук, сотни орденоносцев и обладателей почетных званий, таких как, например, лауреаты Ленинских и Государственных премий, заслуженных по профессиям званий, ветеранов труда, в том числе Космонавтики России. В ЦСКБ работали два члена-корреспондента АН СССР.
Вспоминая сейчас все это, еще раз убеждаюсь, что я один из многих счастливых людей, кому выпали такие богатые творческие жизнь и работа.
И в завершение статьи – как это замечательно, что в Самаре воздвигнут полноразмерный монумент легендарной ракеты «Союз» и открыт музей «Самара Космическая»! Особенно это ценно для ветеранов самарского ракетно-космического кластера. Этот комплекс заслуженно стал визитной карточкой города и греет сердца и души ветеранов. Он побуждает молодых мечтать о большой и нужной Родине работе по освоению космического пространства.

Да, я счастлив в своей жизни!

Ветеран космонавтики России, ветеран предприятия,
лауреат Ленинской и Государственной
премий Чечин А.В.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Архив новостей

Апрель 2024 (5)
Март 2024 (6)
Февраль 2024 (4)
Январь 2024 (6)
Декабрь 2023 (6)
Ноябрь 2023 (5)
^