Фоторепортаж
ТРАГЕДИЯ НАРОДА КАК СЮЖЕТ ДЛЯ ИГРИЩ?
6 марта на
территории села Жигули по соседству с клубом конного туризма «Степное Поле»
состоялась сельская фестивальная конная реконструкция гражданской войны
«Чапанка». Для непосвященных объясню: «Чапанка» – одно из самых крупных
крестьянских восстаний Гражданской войны. Оно прокатилось по территории
Сызранского, Сенгилеевского, Карсунского уездов Симбирской и Ставропольского и
Мелекесского уездов Самарской губерний почти сто лет назад – в марте 1919 г.
13 мая 1919 г. Самарский губисполком
направил в Совнарком РСФСР доклад, в котором отметил две основные причины
мятежа: реквизиции и мобилизации, проводимые без учета нужд крестьян, и
злоупотребления должностных лиц. Злоупотребления на местах были настолько велики,
что губисполком в период подавления восстания был вынужден обратиться с
воззванием, в котором было обещано, что «все должностные лица, злоупотребляющие
своей властью, будут немедленно предаваться военно-революционному суду».
События «Чапанки» трагичны. В них, по определению, у каждой
стороны – и у молодого Советского государства, и у голодающих крестьян – была своя правда.
Как справедливо заметила в своей
публикации Е.Костина, «самое меньшее, что мы можем допустить по отношению к
неоднозначным фактам в истории нашей страны – это крайнюю деликатность в
суждениях и объективность во взглядах…» На тему этой объективности я и хочу
порассуждать вместе с читателями «Трудовой Самары».
На фестиваль-реконструкцию, которую
прокламации организаторов настойчиво называли «уроком истории», мы поехали
впятером: первый секретарь Жигулёвского горкома КПРФ Андрей Скоморохов,
жигулёвский коммунист Анатолий Туманов, тольяттинские коммунист Владимир
Лобановский, комсомолец Никита, и я – депутат фракции КПРФ Тольяттинской
гордумы Алексей Краснов.
Прибыв
на фестиваль ко времени самой реконструкции (в программе до этого была ещё
панихида), мы обнаружили площадку по соседству с самим конным клубом. Кусок
поля был расчищен трактором под импровизированную стоянку. Мы оставили машины
на этой площадке и, заплатив за вход по 100 руб, прошли на территорию
«исторического урока». В качестве своеобразного «билета» девушка на входе
вручила мне чёрно-белую листовку. Я пробежал глазами по первым строкам и в
очередной раз убедился, к какой именно исторической правде склоняются
организаторы фестиваля.
«Отвратительное
событие проходило в нашей стране с 1917 до 1922 гг.. – Надрывно гласила
листовка. – Назвали его Гражданской войной. Целью одной противоборствующей стороны было разрушение старого уклада
жизни, целью другой стороны была стабилизация и сохранение старого уклада…»
Автор листовки недвусмысленно наталкивает читателя только на один вывод:
«Коммунисты – разрушители, но не созидатели!». Так и подмывало спросить у
автора текста (видимо, историка Ю. Рощевского, на которого ссылалась сама
листовка) а сам-то он знает о какой «стабильности» ведёт речь? О том, как
действительно жили крестьяне до Советской власти? Или он на полном серьёзе
считает, что вторгшиеся в Россию войска Антанты несли России счастье, богатство
и мир? Или он, «историк», не в курсе, ЧТО И СКОЛЬКО ПОСТРОИЛИ коммунисты после
Гражданской войны? Сколько крестьян
получили образование? Насколько увеличилась выживаемость и рождаемость на селе?
Он не в курсе, или стремится не замечать одно и хочет выпячивать другое?
Вопросов
было много, но кому именно их задать, я пока не знал. Тем временем организаторы объявили о начале
«урока». Вооружённые вилами и пулемётом «Максим» «крестьяне» отправились
налево, конные «красноармейцы» направо. Из мощных колонок зазвучала тревожная
музыка. Ведущий «урока», в котором я узнал тольяттинского учёного, и по
совместительству работника тольяттинской мэрии Игоря Власенко, рассказывал в микрофон о перипетиях
восстания.
Справедливости
ради отмечу, комментировал ведущий тему очень корректно, и буквально через
каждую порцию цифр и фактов, словно извиняясь, повторял, что «да,
продразверстка была экономически неизбежна», что «у каждой из сторон были свои
идеалы», что «правых и виноватых в «Чапанке» искать не стоит».
Тем
временем инсценировка началась. Актёры изобразили первое столкновение крестьян
и продотряда. Один из «красноармейцев» почему-то всё время упорно кричал что-то
на немецком. Видимо, для «большей исторической правдивости». Зрители, стоявшие
вокруг меня, больше переживали за коней, и за то, чтобы кто-то из
псевдокрасноармейцев не свернул себе шею, когда начнут стрелять из ружей.
Вообще,
учитывая масштаб мероприятия, наличие множества лошадей, пальбы из
имитационного оружия, а также общего состояния подпития части зрителей,
бросалось в глаза отсутствие полиции и медиков, обязательных для таких акций.
-
Может быть мероприятие не согласовано, поэтому и полиции нет? – Предположил
Андрей Скоморохов.
-
Возможно поэтому и перенесли из села… – Добавил Анатолий. – В прошлый раз на
школьном стадионе это всё дело проводили. Наверное, в этом году на стадионе
проводить запретили, вот они и переместились сюда.
В
любом случае, мы занялись тем, ради чего приехали на фестиваль – стали
раздавать информационные листовки, подготовленные тольяттинским и жигулёвским горкомами
КПРФ. Приведу текст листовки полностью:
ЛУЧШЕЙ ИСТОРИИ У НАС НЕТ?
На
сайте государственного бюджетного учреждения Самарской области
«Туристский информационный центр» можно прочитать о том, что «Первый сельский конный
фестиваль-реконструкция «Чапанка» занял третье место в региональном конкурсе Национальной
премии в области событийного туризма «Rassian Even Awards» Приволжского и
Уральского федеральных округов в номинации «Лучшее событие исторической
направленности» в 2015 г. Сегодня, 6 марта 2016 г., это мероприятие проводится
вторично.
В
связи с этим Жигулёвский и Тольяттинский горкомы КПРФ заявляют организаторам
фестиваля: очень жаль, что из всей многолетней истории борьбы молодого
советского государства за светлое будущее народов России вы, организаторы,
выбрали именно трагедию снабжения хлебом голодающей Красной Армии и городского
населения продовольственными отрядами нового государства.
В связи с тем,
что на самом вашем мероприятии действия Советского правительства подаются вами
без системных связей и вне исторического контекста, у посетителей «Чапанки»
складывается тенденциозное и однобокое мнение о действиях большевиков, как
неких «разбойных» действиях (цитата одного из комментаторов фестиваля в
соцсетях), с чем мы, коммунисты, категорически не согласны. На эту тему мы
будем вынуждены выступить в СМИ.
А
теперь немного истории для любителей и «любителей» истории:
Изъятие
хлеба у населения (некий аналог «продразверстки») придумало царское
правительство Российской империи, и совершенно по другим, нежели Советское
государство, мотивам.
Прочитаем
статью из «Нового энциклопедического словаря» под общ. ред. акад.
К.К.Арсеньева. Т.14. СПб.: Ф.А. Брокгауз и И.А. Ефрон, 1913 год. Стб.41:
«После
голода 1891 г., охватывающего громадный район в 29 губерний, нижнее Поволжье
постоянно страдает от голода: в течение XX в. Самарская губерния голодала 8
раз, Саратовская 9. За последние тридцать лет наиболее крупные голодовки
относятся к 1880 г. (Нижнее Поволжье, часть приозерных и новороссийских
губерний) и к 1885 г. (Новороссия и часть нечернозёмных губерний от Калуги до
Пскова); затем вслед за голодом 1891 г. наступил голод 1892 г. в центральных и
юго-восточных губерниях, голодовки 1897 и 98 гг. приблизительно в том же
районе; в XX в. голод 1901 г. в 17 губерниях центра, юга и востока, голодовка
1905 г. (22 губернии, в том числе четыре нечернозёмных, Псковская,
Новгородская, Витебская, Костромская), открывающая собой целый ряд голодовок:
1906, 1907, 1908 и 1911 гг.».
Обратите
внимание на источник – явно не ЦК партии большевиков. Так вот обыденно и
флегматично энциклопедический словарь времён царской России рассказывает обо
всем известном в России событии - регулярном голоде миллионов людей. Голод раз
в 5 лет был обыденным явлением
«Дело в том, - пишет историк Павел
Краснов, - что хлеб в государстве был, но его в огромных количествах вывозили
за рубеж на продажу. Картина была омерзительной и сюрреалистической.
Американские благотворительные общества посылали в голодающие районы России
хлеб. Но вывоз хлеба, отобранного у голодавших крестьян, не останавливался.
Людоедское выражение «Недоедим, но
вывезем» принадлежит министру финансов правительства Александра III,
Вышнеградскому (…). Когда директор департамента неокладных сборов А.С. Ермолов
вручил Вышнеградскому докладную записку, в которой писал о «страшном признаке
голода», то интеллигентный математик тогда в ответ и заявил: «Недоедим,
но вывезем!». Причем повторял потом не раз. Естественно, получалось так, что
недоедали одни, а вывозили и получали золото от экспорта – совсем другие».
«Вывоз, – пишет П.Краснов, –
продолжался даже когда в результате неурожая чистый душевой сбор составил около
14 пудов при критическом уровне голода для России – 19,2 пуда. В 1891-92
голодало свыше 30 млнв человек. В открытых Красным Крестом столовых кормилось
до 1,5 млн человек. По официальным резко заниженным данным тогда погибло 400
тыс человек, современные источники считают, что умерло более полумиллиона».
«Александра III раздражали
упоминания о «голоде», как слове, выдуманном теми, кому жрать нечего. Он
высочайше повелел заменить слово «голод» словом «недород». Главное управление
по делам печати разослало незамедлительно строгий циркуляр».- писал
известный адвокат-кадет и противник большевиков Грузенберг (Грузенберг О.О.
Вчера. Воспоминания. Париж, 1938, стр. 27).
Особенно тяжело было детям. В случае голода рациональнее
всего для популяции оставить необходимое питание для работников, сократив его
иждивенцам, в число которых, очевидно, входят дети, неспособные работать. «В
конце XIX века в России до 5-летнего возраста доживало всего 550 из 1000
родившихся детей, тогда как в большинстве западноевропейских стран _– более
700. Перед Революцией ситуация несколько улучшилась – умирало «всего лишь» 400
детей из 1000» (Прохоров Б.Б. Здоровье россиян за 100 лет // Человек. 2002.
№2. С.57).
«За 1880-1916 гг. избыточная
смертность детей составляла более миллиона детей в год. Т е с 1890 под 1914 гг.
только по причине бездарного государственного управления в России умерло (…)
примерно 25 млн детей. Это население Польши тех лет, если бы она вымерла
полностью. Если добавить к ним взрослое население, не дожившее до
среднестатистического уровня, то общие числа будут просто ужасающими (…)».
А куда, интересно, шли доходы от
продажи русского хлеба?
За типичный 1907 г. доход от продажи
хлеба за рубеж составил 431 млн руб. Из них на предметы роскоши для
аристократии и помещиков было потрачено 180 млн. Ещё 140 млн хрустевшие
французскими булками русские дворяне оставили за границей – потратили на
курортах Баден-Бадена, прокутили во Франции, проиграли в казино, накупили
недвижимости в «цивилизованной Европе» (Нефёдов С.А. «О причинах Русской
революции» Сборник «Проблемы математической истории», URSS, 2009 г.).
«Для того, чтобы получить хлеб,
царское правительство принимало жёсткие конфискационные меры – экстренно
увеличивало налоги в определенных районах, взыскивало недоимки, а то и просто
изымало излишки силовым путём – полицейскими урядниками с отрядами казаков (…).
Основная тягота этих конфискационных мер ложилась на бедные слои населения.
Сельские богачи обычно откупались взятками»
«Ситуация, – пишет П.Краснов, – продолжала
ухудшаться, аграрное население росло, а жестокие столыпинские реформы привели к
разорению большой массы крестьян, которым стало нечего терять, полная
безысходность и бесперспективность их существования, не в последнюю очередь это
было связано с постепенным распространением грамотности и деятельностью
революционеров-просветителей, а также заметного ослабления влияния церковников
в связи с постепенным развитием просвещения. (…) Начались массовые
выступления».
Ситуация стала развиваться по
нарастающей и к 1905 г. массовые выступления захватили уже половину губерний
страны. Всего за 1905 г. было зарегистрировано 3 228 крестьянских выступлений.
Для царского правительства все это
оказалось большим сюрпризом – терпели крестьяне, покорно голодая десятилетиями,
терпели и тут на тебе. Стоит подчеркнуть, что выступления крестьян были, в
абсолютном большинстве мирными, они принципиально никого не убивали и не
калечили. Максимум – могли побить приказчиков и помещика. (…) После массовых
карательных операций усадьбы стали жечь, но все равно всеми силами старались не
дущегубствовать. Перепуганное и озлобленное царское правительство начало
жестокие карательные операции против своего народа.
«Кровь
лилась тогда исключительно одной стороной - кровь крестьян при проведении
карательных акций полицией и войсками, при исполнении смертных приговоров
«зачинщикам» выступлений... Беспощадная расправа с крестьянским
«самоуправством» стала первым и главным принципом государственной политики в
революционной деревне. Вот типичный приказ министра внутренних дел П. Дурного
киевскому генерал-губернатору. «...немедленно
истреблять, силою оружия бунтовщиков, а в случае сопротивления - сжигать их
жилища... Аресты теперь не достигают цели: судить сотни и тысячи людей
невозможно» (Данилов В.П. Крестьянская революция в России, 1902 -
1922 гг.).
В связи с
изложенным выше во имя исторической объективности предлагаем организаторам
конного фестиваля-реконструкции «Чапанка» включить в своё «представление»
реконструкцию сражений голодающих крестьян с карательными отрядами регулярных
войск и полиции Царского и Временного правительств Российской империи с
изображением расстрелов «бунтовщиков» из числа сельских жителей.
Вместе с тем
напомним любителям и «любителям» истории о кардинальном отличии «советских» и
«царских» сборов продовольствия с населения:
- Большевики
забирали продовольствие у крестьян, чтобы накормить Армию, которая сражалась
против врагов России, и городское население, которое не могло себя прокормить с
земли. Как только закончилась Гражданская война, продразверстка была отменена.
-
Царская власть десятилетиями забирала зерно у крестьян для того, чтобы продать
его на экспорт и обогатиться за счёт миллионов голодающих и умирающих».
Отзвучали
выстрелы пугачей. Организаторы фестиваля начали зазывать туристов покататься на
лошадях, покушать каши из военно-полевой кухни и «настоящего деревенского
хлеба». «Интересно, – спрашивала Е.Костина в своей статье, – как прошла
инсценировка зверского убийства сызранских комсомольцев: под чаепитие, с
фотосессией?» Елена имела в виду события 8 марта в селе Усинское, когда отряд
из 110 продотрядовцев и красноармейцев попал в засаду и был поголовно истреблен.
Там, в Усинском, погибли сызранские комсомольцы и их вожак Смирницкая.
Я
подошёл к организаторам фестиваля, вручил им послание от КПРФ и стал объяснять
им, что Чапанная война, поданная вне других эпизодов Гражданской войны, вне
информации о мотивах и идеологии Советского государства – это попытка разжечь
социальную ненависть, давно угасшую в сердцах людей. В ответ я услышал, что
нужно напоминать людям о событиях прошлого, чтобы они не повторялись.
«На
Украине не было бы майдана и гражданской войны, если бы не было мифа о
Голодоморе, которым несколько лет промывали мозги украинцам! – Пытаюсь я
убедить владельца конного клуба Ирину. – Вы поймите, вы делаете ровным счётом
то же самое, что делали русофобы на Украине! Сначала они зомбировали население
ложью о Голодоморе, а потом пошли сжигать людей заживо в здании профсоюзов в
Одессе!»
Аргумент
про Украину оказался самым сильным. Ирина глубоко задумалась, и даже Игорю
Власенко не было чем мне возразить.
Закончив
раздачу листовок, коммунистический десант направился домой, - готовить статью в
«Трудовую Самару». Эту самую, которую уважаемый читатель сейчас читает, и
которую я хочу закончить словами всё той же Е.Костиной:
«В чем тут жизненная справедливость? Каждая сторона дралась
за то, что считала для себя святым. Крестьяне отстаивали свое добро, жизнь
своих семей. Комсомольцы думали о судьбе молодой республики, о голодных,
которым отправлялся отобранный в продразверстке хлеб. Чапанная война –
сложнейшая, до сих пор не прочитанная до конца страница нашей истории. Она
заслуживает грамотного, деликатного изучения и никак не может быть темой для
спортивных игр».
Алексей Краснов, секретарь по идеологии
Автозаводского райкома КПРФ г. Тольятти
Фото Анатолия Туманова