С кем вы, господа интеллигенты?
Может быть, кто-нибудь из наших историков даст оценку военно-историческому фестивалю, посвященному событиям гражданской войны «Ожившие страницы истории», который проходил на открытой площадке у краеведческого музея им. П.Алабина 13 октября, но и мне, по горячим следам, захотелось поделиться своими впечатлениями.
...С погодой не повезло, дождь шел с самого утра, но тем не менее зрителей было достаточно. Пока я торопился к музею, мимо меня с песней прошла группа солдат в шинелях (как оказалось, вернувшихся с I-й мировой войны) и встала в общую шеренгу перед сценой – площадкой у центрального входа. Здесь уже стояли красногвардейцы, красноармейцы, корниловцы, белочехи и еще всякий военный народ, которым предстояло реконструировать один из эпизодов сражения за Самару в 1918 г.
Ведущий сказал о двух датах этого года – 200-летии Бородинского сражения и 95-летии Октябрьской революции, что сразу настроило на серьезный лад. Тем более, что неподалеку военный оркестр играл маршевую «Белая армия, черный барон». Но уже следующие слова ведущего озадачили. Если война с Наполеоном была направлена против внешнего врага и сплотила все слои общества, то Октябрьская революция, как он заявил, явилась «причиной гражданской войны, которая началась из-за разгона большевиками Учредительного собрания и расколола страну на два лагеря». Оказывается, белогвардейцы, не щадя живота своего, сражались за Россию, но большевики их все-таки победили. Теперь, так сказать, имеем то, что имеем.
Дальше больше (в изложении того же ведущего): еще до прихода белочехов в Самаре действовали «подпольщики», паролем у них было название песни «Шарабан». Как услышишь это слово, значит, свой. Когда пришли белочехи, Комуч создал «народную армию», храбро сражавшуюся с красными. А вскоре на сцене появился некий бард М.Устинов из Риги, дяденька явно не в красноармейской шинели, но с песнями гражданской войны. И первой прозвучал этот самый «Шарабан», затем последовали песни про юнкеров, про какие-то студенческие батальоны и т.п. И сразу вспомнилось, что нынешний год – год истории, и сам Д.Медведев призывал бороться со всякими фальсификациями. Но тут уж кто как понимает, что такое фальсификация.
Настроение поднял Самарский театр драмы. В показанной им сцене из пьесы М.Булгакова «Дни Турбиных» один из героев популярно объяснил, почему он, белогвардейский офицер, собирается переходить к красным – потому что за ними все мужики, понимай, весь народ.
Затем мы посмотрели бой между красным отрядом М.Кадомцева и белыми. Участвовали члены ВИК (Военно-исторических клубов) разных городов, правда, почему-то некоторые подразделения назывались дроздовскими и марковскими. Ведущий рассказал о большой роли казачества в борьбе с большевиками и как Красная армия, имевшая под ружьем от 1,5 до 3 млн. бойцов, потратила 2 года на то, чтобы сломить сопротивление казаков.
В том же духе говорилось и о войне с Наполеоном. По ведущему, большую роль играли салоны, где умные люди обсуждали политические вопросы и где царил дух патриотизма. Держали эти салоны очень просвещенные женщины, например, приближенная к императрице Анна Шерер. Самарская драма опять оказалась на высоте и показала отрывок из «Войны и мира», с молодежью в костюмах высшего общества. Никаких вам крестьян-ополченцев с вилами.
В общем, учитывая практически абсолютно рабочее-крестьянское происхождение тех, кто готовил этот фестиваль (где, кстати, выступали и прекрасные детские и взрослые ансамбли), можно только подивиться такому преклонению перед власть и деньги имущими и пренебрежению к своему народу. Как говорится, вышли мы все из народа, а дорогу обратно забыли.
П.Лаптев, коренной самарец