» » История одного предательства
Информация к новости
  • Просмотров: 4 532
  • Автор: trudsamara
  • Дата: 12-02-2013, 14:43
12-02-2013, 14:43

История одного предательства

Категория: Письма читателей

«Дом Павлова» в Грозном

Борис Ельцин не простил спецподразделению «Вымпел» отказ принимать участие в штурме Белого Дома в октябре 93-го. На мой взгляд, месть была тонкой и изощренной – подразделение подчинили МВД. Бойцы спецподразделения КГБ вполне обосновано считали себя элитой, и надевать милицейские погоны захотели далеко не все – 278 «вымпеловцев» написали рапорты об увольнении. «Вымпел» восстановил свой элитный статус только во время первой чеченской войны. О причинах той войны - в другой раз.

Рассказ о чеченских авизо, работорговле, разграблении поездов и прочем тоже выходит за рамки данной публикации. Кстати, криминальный анклав, разумеется, не перечислял ничего в федеральный бюджет, но … исправно получал оттуда деньги. Долгое время такая абсурдная ситуация в стиле произведений Кафки не могла продолжаться даже в сверхлиберальной ельцинской России – в декабре 1994 г. началось «восстановление конституционного порядка в Чечне» или попросту «первая чеченская».

И в 1995 г. правительство вспоминает о «Вымпеле» - 28.08.1995 г. президентским указом «Вымпел» (переименованный к тому времени в «Вегу») переводится в распоряжение Федеральной службы безопасности, правопреемницы КГБ. Рассказ об истории «Вымпела» с этого момента может превратиться в подробное описание первой и второй чеченских войн – бойцы этого подразделения принимали участие во всех крупных спецоперациях.

Грозный. Август 1996 г. Между боевиками и российской армией установилось хрупкое перемирие. ФСБ из агентурных источников была известна точная дата, когда эта передышка закончится – утром 6 августа боевики начнут штурм Грозного, Аргуна и Гудермеса. Сотрудники ФСБ располагались в Грозном в двух заданиях – Управлении ФСБ и общежитии. Если здание УФСБ представляло собой настоящую крепость, то общежитие - обычное 5-этажное здание. Боевики, не таясь, выставили напротив здания постоянный пост наблюдения.
На рассвете 6 августа боевики начали операцию «Джихад». А в городе к тому времени военные по приказу из Москвы, невзирая на протесты генералов, уступили позиции войскам МВД. Значительная часть боевиков была в городе еще до штурма – оружие хранилось в тайниках, а сами боевики старательно изображали из себя мирных жителей. Главной их целью был квартал правительственных зданий – дом правительства, МВД, УФСБ.

Этот штурм вполне мог завершиться уничтожением самых боеспособных подразделений боевиков – город был блокирован плотным кольцом российских войск, а в самом городе боевики понесли большие потери. Генерал К.Пуликовский, командующий объединенной группировкой федеральных сил, предъявил полевым командирам ультиматум – сдаться в течение 48 часов. Увы, ультиматум был отменен по приказу сверху, город сдан, война закончилась подписанием позорных Хасавюртовских соглашений…

Приближавшийся 2-й тур выборов президента РФ требовал окончания конфликта. 30 августа секретарем Совета безопасности А. Лебедем и начальником штаба чеченских боевиков А. Масхадовым было подписано соглашение о прекращении военных действий, проведении всеобщих демократических выборов, а решение вопроса о статусе Чечни откладывалось на 5 лет. Лидеры Чечни рассматривали это соглашение как фактическое признание независимости Ичкерии.

Но вернемся к общежитию. В момент начала штурма города в общежитии ФСБ находилось 90 сотрудников. 9 - бойцы «Вымпела» под командованием майора С.Ромашина. Бойцы «Вымпела» услышали звуки выстрелов и связались с Управлением. И получили приказ – оставаться в общежитии. Хотя прорваться к зданию Управления 6 августа не составило бы большого труда.

Впрочем, боевики тюда и не торопились - тут они не рассчитывали на легкую победу... А здесь – обычная 5-этажка. Но она на несколько дней превратилась в неприступную крепость. Хотя далеко не все ее защитники были бойцами спецназа. Сдаваться было нельзя и по другой причине – в здании находилось специальное оборудование, средства связи, секретные документы и все это ни при каких обстоятельствах не должно было попасть в руки боевиков.

7 августа в 18.00 к общежитию подошел полевой командир Гелаев. Он предложил сдаться, гарантировал жизнь, убеждал, что положение у осажденных безвыходное. «СОБР уже сдался» - сказал он. «Мы не СОБР, а ФСБ» - прозвучало в ответ. Впрочем, сдавшимся и чеченской пули долго бы ждать не пришлось бы, – 30 бойцов СОБРа, поверившие Гелаеву, были расстреляны. А по поводу сотрудников ФСБ, Басаев отдал четкий приказ – использовать в качестве заложников, потом расстрелять.

Связь с Управлением была. Но сказать защитникам общежития там могли только одно – «Держитесь! К вам на помощь идет колонна». Боевики сосредоточили ураганный огонь на верхние этажи здания. На верхних этажах раньше жили бойцы подразделения «А», теперь их сменил «Вымпел». Бойцы метким огнем не давали боевикам возможности высунуться из укрытий. Попытки подняться на штурм пресекались огнем из гранатометов.

Сергей Ромашин в первые минуты штурма поднялся на крышу со снайперской винтовкой. Он получил проникающее ранение в легкое. Бойцы перенесли его вниз, но и будучи раненным, он продолжил командовать подразделением.

На следующий день связь с Управлением была утрачена. К счастью, в здании находился и банк, и стрелять с ходу прямой наводкой из танковой пушки чеченцы не решились – содержимое банковского подвала могло пострадать. Этот подвал, куда бойцы пробили проход, стал убежищем. Туда переправили раненных и тех, кто не принимал участия в обороне. Кстати, денег в этом подвале было совсем немного – по оценкам защитников миллиона два (200 тыс. в современных рублях). Верхние этажи здания были к тому времени объяты пламенем. Боевики, видя, что защитники здания не собираются сдаваться, все же сделали несколько выстрелов из танковой пушки. Положение становилось безвыходным – от здания в скором времени ничего не останется. И было принято решение прорываться. Первая группа, состоящая из оперов, покинула здание в 2 часа ночи. Все внимание боевиков было сосредоточено в тот момент на доме правительства, который тоже никак не удавалось взять штурмом 3-й день, и группа добралась до здания Управления тихо и без происшествий. Во второй группе должны были идти раненные. В ее состав вошел и майор Ромашин. Но на открытой местности они попали под перекрестный пулеметный огонь. Прорваться удалось немногим. Бойцы прекрасно понимали, что это последний бой, но стремились подороже продать свои жизни. Майор Ромашин, истратив все патроны для автомата и пистолета, последний патрон оставил для себя. Удостоен звания Героя России.

В горящем здании осталось 14 человек – 8 бойцов «Вымпела», 5 оперативников и водитель. Боеприпасы на исходе, еда и вода уже кончились. На следующий день к последним защитникам «общаги» боевики высылали парламентеров, в т.ч. и женщин из соседних домов, которые упрекали бойцов, что из-за них они остались без крова. Но если кто и думал о плене, то только не вслух. Бойцы жгли документы, опер из Краснодара прочитал молитву, которую внимательно слушали и неверующие - атеистов в такой обстановке не бывает. Но готовились к прорыву. Шанс дал … проливной дождь в ночь с 10 на 11 августа, видимость стала близка к нулевой, что и требовалось идущим на прорыв. Два бойца в темноте потеряли основную группу, но им удалось по траншее добраться до здания УФСБ и предупредить своих, что не все в общежитии мертвы, а те, кто выжил, идут на прорыв. Остальные 12 человек добрались до небольшого здания между Домом правительства и позициями боевиков и оказались в ловушке – выйти из временного укрытия означало верную смерть. Но на помощь поспешили бойцы из здания УФСБ. Трое из них погибли. Все участники этого прорыва остались в живых.

Погибли 24 защитника общежития. А Грозный был сдан. Сдан не по вине защитников. Не по вине тех, кто стоял до конца. 18 августа боевики отдали 14 тел погибших чекистов. Все они были обезображены.

По официальным данным, в Чечне за все время конфликта погибло и пропало без вести около 6000 российских военнослужащих. Общее число погибших жителей Чечни чаще всего оценивается в 70-80 тыс. человек, в подавляющем большинстве - гражданских лиц. А сколько еще жизней унесет Чечня, наверное, не скажет никто.

На вопрос кто и кого предал, предстоит ответить вам, товарищи. Светлая память тем, кто защищал и продолжает защищать свою Родину. Пока в стране есть патриоты, для которых честь и совесть выше денег, привилегий и богатств, есть и Россия.

Валентин Сошников, руководитель юридической службы обкома КПРФ.




Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Архив новостей

Апрель 2024 (5)
Март 2024 (6)
Февраль 2024 (4)
Январь 2024 (6)
Декабрь 2023 (6)
Ноябрь 2023 (5)
^