Общественная палата сочла сказки Щедрина потенциально опасными для детей
Такие страшные сказки
Выступая перед журналистами накануне очередного заседания Госдумы, Председатель ЦК КПРФ Г.ЗЮГАНОВ поднял тему состояния современного российского образования, русского языка.
«После того, как на Орловско-Курской дуге был сломан хребет фашистскому зверю, советское правительство приняло уникальное решение о создании в стране ремесленных, рабочих, нахимовских и суворовских училищ для подготовки молодой смены, — рассказал Г. А. Зюганов. — Советской стране после войны досталось 19 млн детей или без родителей, или с одной матерью. В итоге все прошли хорошую подготовку, были выучены и получили прекрасные рабочие профессии. Многие из них поступили в вузы и составили тот костяк рабочих кадров, инженеров, который и возвысил нашу страну к высотам Космоса и позволил ей стать ведущей научной державой».
Затем лидер КПРФ привел два любопытных высказывания бывших руководителей фашистского рейха о причинах их поражения во Второй мировой войне. «Один ответил: мы очень плохо читали русскую литературу и русские сказки. Оказывается, что на грани поражения вы сражаетесь особенно отчаянно, что и определило ваш успех. Второй ответил: мы проиграли войну не сколько Красной Армии, а сколько советскому учителю, который сумел за 10 предвоенных лет подготовить блестящие кадры солдат и офицеров, грамотных, мужественных и очень патриотичных».
Но самую высокую оценку советскому образованию, по мнению Геннадия Андреевича, дали американцы. После полета Гагарина в космос они прислали в СССР свою комиссию, которая подготовила доклад: «В этом докладе они сделали вывод, что проигрывают соперничество, прежде всего, за школьной партой и на студенческой скамье. И вложили в свое образование в десятки раз больше средств, чем вкладывали до этого».
По его мнению, в последние 20 лет ликвидирована не только базовая промышленность, но разрушается вся наша образовательная система: «Если в 90-е годы разворовывали собственность, уничтожали целые отрасли производства, то в последние 10 лет под руководством Фурсенко и Ливанова уничтожается лучшая в мире русская и советская классическая школа».
Очередным шагом в сторону разрушения классической советской школы стало заявление, сделанное председателем комиссии Общественной палаты по сохранению историко-культурного наследия П.Пожигайло корреспонденту газеты «Известия» в ходе беседы о новой концепции школьного курса литературы. По мнению П. Пожигайло, изучение сказок Михаила Салтыкова-Щедрина в школах должно быть поставлено под особый контроль, поскольку они представляют потенциальную опасность для детей.
Работу над учебником русской литературы Общественная палата ведет по просьбе министра культуры В.Мединского. Новая концепция преподавания этого предмета призвана «ориентировать учителей на воспитание в детях через литературные образы гордости за нашу многонациональную страну, глубокого и спокойного патриотизма, уважения к различным культурам, на формирование в учениках ценностей крепкой традиционной семьи». Для достижения этой задачи, утверждают авторы концепции, необходимо помогать школьникам в «правильном» понимании опасных для них текстов, а ряд произведений вовсе исключить из программы.
То, что Салтыков-Щедрин опасен для чиновничьего засилья, это мы знаем уже более 100 лет. Автор великолепный, с собственным, неповторимым стилем. Актуален как никогда. Печально, что власть уже никаким образом не скрывает свои цели. Общество генералов, полицмейстеров, чиновников, передающих свои кресла по наследству, кормящихся за счет «мужиков», не потерпит Салтыкова-Щедрина. Что дальше? Будем резать «Мертвые души» Гоголя?
«Если литературой XIX века бить по стране, то она рухнет» — этой полуграмотной фразой (кто рухнет: страна или литература?) г-н Пожигайло предостерег общественность от вредного влияния русской классики на неокрепшие умы. Вот все смеются над высказываниями председателя комиссии по культуре Общественной палаты РФ, а ведь он пусть неуклюже, но говорит правду.
Русская литература гуманна и обличает власть. Нынешняя власть в лице Пожигайло вдруг осознала, что обличения Островского и Гоголя направлены конкретно на нее. До боли узнаваем город Глупов, актуальнее «Ревизора» пьесу не придумать, а уж Некрасов, которого мы учили наизусть, прямо обличает современную Россию: «кто живет без печали и гнева, тот не любит Отчизны своей!». Размах, конечно, несопоставим, цифры, которыми оперирует Салтыков-Щедрин, губернатор, кстати, старинного русского города, т.е. человек информированный, выглядят просто по-детски: «Как один мужик двух генералов прокормил».
Короче, на что настраивает школьника русская классика? Сами же учили в школе: на демократию, гуманизм и справедливость. Помимо сказок Щедрина, к числу потенциально опасных текстов Общественная палата отнесла критические статьи В. Белинского, гражданскую лирику Н.Некрасова, «Грозу» А.Островского, "Отцов и детей" И.Тургенева. Изучение творчества этих авторов, по словам Пожигайло, нужно поставить под особый контроль. «Будет разработана специальная методичка для учителей, в которой будет четко прописано, что следует рассказывать детям про эти произведения», — рассказал он.
Опасность некоторых из названных текстов Пожигайло видит в том, что их персонажи могут быть восприняты подростками как образцы для подражания. Поэтому учителям вменят в обязанность разъяснять, какое поведение героев правильное, а какое нет. В качестве примера такого разъяснения Пожигайло привел противопоставление Катерины из «Грозы» Татьяне из пушкинского «Евгения Онегина»: «С одной стороны, страсть, которая может привести к самоубийству, а с другой — мудрое преодоление страсти».
Замминистра культуры Г.Ивлиев рассказал, что его ведомство поддерживает инициативы Общественной палаты.
Ровно 80 лет назад придя к власти, Гитлер тоже начинал с уничтожения в кострах из книг наследия великой германской культуры. К чему это привело, известно сегодня каждому школьнику. Но стараниями господ пожигайло и это знание в будущем может оказаться под угрозой...
«Раньше страну держали в единстве слова: «Бог, царь и Отечество», - отметил Геннадий Андреевич. - Но царь не справился со своей задачей. Советская страна держалась единым народно-хозяйственным комплексом, единой партией, общенародной собственностью. Сегодня же держит нас в единстве в основном русский язык. Если его преподавание выхолащивается, а преподавание литературы сводится к «указивкам» людей, которые якобы служат нашей стране, но за иностранные деньги, то вы понимаете, чем это закончится».
«Министерство образование возглавляет не министр, а разрушитель, который, по сути дела, ведет разрушительную, предательскую политику», - подчеркнул лидер КПРФ.
Писатель, профессор Литературного института имени Горького С.Н. Есин назвал два классических романа нового времени, которые, по его мнению, являются родоначальниками целого направления в литературе. Это роман «Как закалялась сталь» Николая Островского и роман «Молодая гвардия» Александра Фадеева. Эти произведения изъяты из школьных программ в российских школах, но до сих пор подробно изучаются в Китае.
«Давайте снабдим нашего ребенка базовыми знаниями о России, ее народе и ее истории. Все остальное он найдет сам», - предложил С.Н. Есин.
По мнению секретаря Союза писателей России Л.Г. Барановой-Гонченко, вычеркивание из программы по литературе русских классиков может повлечь разрушение российского государства и общества.
«Наступление на русскую литературу – это наступление на нашу государственность, на русского человека и на семью», - сказала Л.Г. Баранова-Гонченко.
Как считает Людмила Георгиевна, наша литература всегда воспитывала патриотов, выстраивала связь между всеми видами искусства и обеспечивала единство каждой русской семьи. «Еще недавно и бабушка, и ее дети, и внуки знали и любили одних и тех же героев – Наташу Ростову, Пьера Безухова… Сегодня, убирая русскую литературу из школы, властями прорывается такой культурный ров, через который просто невозможно будет переступить», - пояснила сопредседатель Союза писателей России.
«Проявить мужество и защитить наследие русской мысли – это обязанность каждой семьи», - отметила, завершая свое выступление, Л.Г. Баранова-Гонченко.
Коммунисты в Госдуме выразили решительный протест очередному походу власти против русской культуры, русского языка и системы образования.