Бюджет под кризис
12 ноября состоялось пленарное заседание Самарской губдумы, на котором в 1-м чтении был принят проект закона об областном бюджете на 2014 г. и на плановый период 2015 и 2016 гг.. Согласно законопроекту, общий объем доходов в 2014 г. запланирован в размере 116,2 млрд.руб. Расходы запланированы в сумме 124,7 млрд.руб. Дефицит бюджета составит 8,5 млрд.руб. Для сравнения, облбюджет в редакции от 29 сентября 2013 г. предусматривает доходы в размере 129,38 млрд.руб, что на 10,2% больше, чем в проекте бюджета на 2014 г. Расходы облбюджета на 2013 г. в той же редакции составляют 141,5 млрд.руб., что на 11,8% больше предложенных в проекте бюджета на 2014 г. Таким образом, проектом бюджета Самарской области на 2014 г. запланировано существенное уменьшение таких основных показателей, как доходы и расходы по сравнению с бюджетом 2013 г.
Даже многожды скорректированный в сторону уменьшения бюджет текущего года превосходит по доходам принятый 12 ноября потому, что в нем ожидался намного больший объем безвозмездных поступлений, чем в будущем году. Если поступление налоговых и неналоговых доходов в бюджеты 2013 г. и 2014 г. примерно равны (112,77 млрд. и 114,55 млрд.), то по безвозмездным поступлениям существенно отличаются. Так, в 2013 г. их предусматрено 16,61 млрд.руб., а в 2014 г. всего лишь 1,65 млрд.руб. В 10 раз меньше! Получается, что разработчики законопроекта из облправительства не питают особых надежд на то, что дотации и субсидии из Федерального бюджета сохранятся в прежнем объеме.
Весьма интересной выглядит и структура расходов в 2014 г. в сравнении с 2013 г. без учета безвозмездных поступлений. Суммы практически одинаковые: 124,22 и 124,74 млрд.руб. Однако по большинству разделов идет сокращение. Так, если в 2013 г. расходы по разделу «Национальная экономика» составляют 25,12 млрд.руб., то в 2014 г. - 20,47 млрд.руб. По разделу «Жилищно-коммунальное хозяйство» в 2013 г. 5,05 млрд.руб, в 2014 г. - 4,5 млрд.руб. На «Здравоохранение» 19,09 млрд.руб. в 2013 г. и 18,78 млрд. в 2014 г. По разделу «Культура, кинематография» в 2013 г. расходы составляют 2,01 млрд.руб, в 2014 г. - 1,85 млрд.руб. В порядке исключения значительно увеличились расходы по разделу «Образование» с 26,88 млрд.руб в 2013 г. до 31, 66 млрд.руб в 2014 г.
Как и следовало ожидать, по предложенному на рассмотрение депутатам законопроекту состоялись прения. Парламентарии свои вопросы задавали министру управления финансамии Самарской области С.С. Кандееву.
М.Н. Матвеев, депутат фракции КПРФ:
- Мы с коллегами анализировали и сравнивали бюджеты 2013 г. и 2014 г. и «любительским» способом подсчитывали динамику, в каких министерствах «минус», в каких «плюс». По нашим подсчетам получается, что большинство министерств в среднем по расходной части в «минусе» на 30% по сравнению с бюджетом прошлого года. Все-таки хотелось бы официально узнать ситуацию: что у нас происходит с бюджетом вообще? Насколько он у нас в среднем по министерствам секвестируется, а насколько он где-то растет?
С.С. Кандеев:
- Если рассматривать в сопоставимом виде, то бюджет, который мы сейчас принимаем, не содержит безвозмездных поступлений из федерального бюджета. Т.е. мы сейчас утверждаем только налоговые и неналоговые доходы без поступлений финансовой поддержки из федерального бюджета... Если рассматривать в сопоставимом виде, то имеется сейчас уточненный бюджет в соответствии с законом Самарской области 96-ГД от 30 октября, где расходы утверждены в сумме 124,8 млрд.руб. На следующий год мы предлагаем утвердить проект бюджета в размере 124,74 млрд.руб. Т.е. практически сопоставимый. Я уже на комитетах докладывал, что в следующем году произойдет перераспределение между министерствами.
Связав существенное увеличение расходов по министерству образования с указом президента РФ о повышении оплаты труда отдельным категориям граждан, министр по сути признал, что для исполнение распоряжений президента с целью повышения оплаты труда у одних, «срезаются» расходы на других.
С.Н. Филатов, депутат фракции КПРФ:
- Как известно, 2014 г. объявлен годом культуры. А у нас по линии культуры значительное снижение. Скажите, с чем это связано и возможно ли исправить этк ситуацию?
С.С. Кандеев:
- Ситуацию можно исправит по любому министерству. Самое главное, нужно будет войти в 2014 г. и посмотреть все-таки как будет экономика работать, оправдает ли она наши надежды, даст ли она определенный прирост, либо будет какой-то минус.
С.В. Ракитин, депутат фракции КПРФ:
- в проекте от 12 ноября мы говорим о доходной части бюджета-2014 г. в 116 млрд.руб. А по вносенным изменениям в бюджет- 2013 и на плановый период 2014 и 2015 гг., определена цифру доходной части бюджета-2014 г. в 126, 5 млрд руб. Это каким способом коррелируется?
С.С. Кандеев:
- Это коррелируется таким образом, что бюджет у нас принимается на 3 года. К сожалению, когда мы формировали бюджет на 2013-2015 гг., состояние экономики было более оптимистичное. Плюс в этой сумме доходов 126 млрд.руб, которую вы называете, есть доля безвозмездных поступлений из федерального бюджета. Ну и экономика на 2014 г. несколько отстает от тех прогнозных показателей, которые планировались в прошлом году, и в этой связи мы вынуждены были бюджет скорректировать. В 116 млрд.руб. налоговые и неналоговые доходы -114 млрд руб., в т.ч. 4,3 млрд.руб. – поступления в виде налога на доходы физлиц – те, которые ранее зачислялись в бюджеты городских округов. Т.е. фактически доходы в сопоставимом виде составляют 110 млрд.руб. В текущем году у нас по уточненному прогнозу 112 млрд..уб. Фактически, конечно, этот объем мы не соберем. Выйдем на уровень где-то 100-101 млрд руб.
Эти слова министра, согласитесь, по сути означают признание наличия кризисных явлений в экономике региона и страны. Поэтому можно предположить, что власти с большой долей вероятности предполагают развитие событий по негативному сценарию. Стоит сказать, что предложенный проект на 2014 г. имеет ко всему прочему и ряд существенных изъянов. Объем расходов по госпрограммам должен составить 75,9 млрд.руб., или 60,8% совокупных расходов бюджета. Эти деньги распределяются по 32 государственным и 10 ведомственным программам. Однако выяснилось, что правительством области утверждены только 2 из 32 госпрограмм с совокупным объемом финансирования 1,7 млрд.руб. Таким образом, 94% госпрограмм не существует, их структура, состав и содержание неизвестны.
По этой и многим другим причинам фракция КПРФ СГД воздержалась от голосования за предложенный на рассмотрение законопроект. Остальные фракции единогласно поддержали его.
Андрей НЕРЕТИН, обозреватель «ТС»