Не знаю, как кому, а мне нестерпимо
грустно за судьбы Родины становится не от грязного лифта, не от врущего
телевизора и даже не от падающего
рубля, а в те минуты, когда я читаю на
новостных порталах разделы «Новости науки и технологий». Я их часто читаю.
Расстраиваюсь, а читаю.
Человечество идет в познании и изменении
мира все дальше и дальше, вопрос продления активной жизни до 120 лет как
минимум кажется вполне решаемым. Человечество сканирует комету. Печатает на 3D
принтерах позвонки и суставы, начинает массовое производство электромобилей,
делает роботов размером с вирус и корабли размером с город. Человечество
изобретает, ищет, учится.
Говорят, научно-техническую революцию уже
переназвали в научно-технический взрыв. Потому что графики, описывающие
скорость изменений, - это почти графики взрыва: по гиперболе ввысь, в
бесконечное далеко. Страны раньше ассоциировавшиеся только с дешевым
низко-квалифицированным трудом, такие, как Индия или Китай, создают свои
силиконовые долины, вкачивают огромные деньги в свои университеты и
лаборатории. Тем временем Америка возвращает на свою территорию производства -
потому что для новых заводов нужно мало рук, но рук очень
высокопрофессиональных, то есть скорее голов, чем рук. Все тяжелое и простое
делают роботы. В далеко не самой богатой, традиционно аграрной Эстонии я была в
школе, современнейшей по оборудованию, по стилю, по методам преподавания - не
образцовой школе для детей элиты, а самой обычной муниципальной, в рабочем
пригороде. Муниципалитеты там соперничают друг с другом: чья школа лучше, а
страна тем временем с каждым годом увеличивает свое присутствие на рынке
программных продуктов. Экономисты отмечают, что в структуре трат европейцев
среднего класса все меньшее место занимают дорогие вещи, и все большее -
образование для детей и переобучение для себя. Все что-то слушают на «Курсере», все
сдают какие-то экзамены, учат третий-пятый язык с носителем по скайпу, сами
ведут мастер-классы
Мир учится, мир вкладывает в образование и
науку, сегодня уже всем ясно, что сильнее не тот, у кого танки и ракеты, а тот,
у кого умнее население. У кого больше ботаников - сидят и щелкают по клавишам
ноутбуков, смотрят в микроскопы, ведут дискуссии, в которых постороннему
понятны только предлоги. Потому что из всего этого получается новая жизнь,
новый мир, никакими фантастами толком не предсказанный. И рост благосостояния,
и лучшая экология, и более сильная армия - все это в конечном итоге оказывается
у тех, у кого больше умников и у кого умнее население в целом, а наличие
ископаемых, размер территории и былая грозная слава - все это уже не так важно.
А в
это самое время в России...
Муж мой преподает физику в РУДН:
рассказывает, что порой за целый день не встречает ни одного мужчины среднего
возраста. Только студенты и пожилые преподаватели, которые давно ушли бы на
пенсию, да только вообще некому будет вести сколь-нибудь сложные курсы. Закрыли
Федеральную программу по борьбе с онкологией - говорят, просто некому в ней
работать, нет специалистов. Друзья-преподаватели вузов во время посиделок
рассказывают байки об уровне сегодняшних студентов: волосы дыбом. Почти все,
кто что-то может в науке и чего-то хочет, уехали, планируют отъезд и уезжают.
За последний год об этом задумались даже самые стойкие. Российская наука
становится безнадежно провинциальной, отставая от мировой все больше и
больше.
Да что там большая наука - последний ЕГЭ
по математике, как мы знаем, просто не сдали около четверти выпускников. Не
смогли решить даже пять простейших задач, необходимых для тройки. А
предпоследний сдали только потому, что списали массово - решения были заранее
выложены в Интернет. И что? Разве в результате началась общественная дискуссия,
начали срочно приниматься меры? Ведь катастрофа же национального масштаба -
четверть выпускников не способны сдать математику! Нет, ничего такого. Просто
изменили уровень оценки: поставили тройки за 4 задачи. Делов-то.
Школам в свою очередь тоже задали задачку:
извольте отчитаться о повышении зарплат учителям, ибо добрый Путин велел, но
денег вам на это не дадут. Что тут делать? Ответ один: сократить всех
совместителей, оставшимся повысить нагрузку, а вместе с ней вырастет сумма в
ведомости - что и требовалось показать. В результате из школы ушли практически
все вузовские преподаватели, именно они работали совместителями - из желания
общаться с увлеченными их предметом детьми. Остаются только загруженные до
полного изнеможения «училки», которым уже точно не до азарта познания.
Повысившаяся зарплата будет быстро съедена инфляцией, а нагрузки и
переполненные классы останутся. Что произойдет с качеством преподавания - к
гадалке не ходи. Ставки логопедов и психологов сожраны «подушевым
финансированием», теперь этот зверь принялся за целые центры, которые весьма
успешно занимались психокоррекцией детей с особенностями развития. «Инклюзией»
называют просто помещение ребенка с особыми образовательными потребностями, а
то и с делинквентным поведением, в обычный переполненный класс, все к той же
замотанной учительнице. После чего в этом классе не могут учиться зачастую даже
те, кто раньше мог и хотел.
Вне системы образования дела не лучше:
бурные дискуссии последнего года показали катастрофическое падение уровня
когнитивной сложности, незнание основных понятий, неспособность последовательно
мыслить. Все эти бесконечные размышления в духе описанных Стругацкими в «Улитке
на склоне»: «Да
какие санкции, не будет ничего, они без нас пропадут. А и хорошо, что санкции,
они пропадут, а мы будем жить еще лучше. Жить стало трудно, и это все они
виноваты со своими санкциями. Которые они ввели, потому что мы взяли Крым и
показали, что Россия теперь сильная страна. Но Крым и санкции никак не связаны,
это они просто нам враги. Но они без нас пропадут, так что мы согласны жить
хуже, все равно это хорошо». И далее по бесконечно
дурному кругу, причем независимо от наличия корочек о среднем, высшем
образовании и даже диссертации в анамнезе. Упрощение, оплощение тезисов и
аргументов чудовищное. Люди с двумя гуманитарными дипломами уверенно
доказывают, что большинство всегда право, а меньшинство должно согласиться с
ним или валить куда подальше, и что это и называется «демократия».
Да куда ни глянь... Шансон в Кремлевском
Дворце (спасибо, пока не в Большом театре), шутки ниже пояса и плинтуса в эфире
в любое время суток, Милонов, штудировавший
отца Пигидия (что вовсе не стало концом его карьеры), Трулльский собор как опора для правосудия, безумные передачи
про экстрасенсов и призраков - хочется покрутить головой и очнуться. Куда мы
все попали?
Дело не в снобизме, не в эстетических
придирках. Тупые телепередачи и юмор низкого пошиба есть везде. Низкий жанр сам
по себе - это нормально, если он занимает свое место в общей палитре жанров и
регистров культуры. Но если он становится тотальным и почти единственным, а про
вкрапления хоть чего-то иного люди рассказывают друг другу: а видели на
позапрошлой неделе, вот ведь есть же еще...
Можно бесконечно вести споры о том,
намеренно оно так все было сделано по хитрому плану политтехнологов или это
поработала невидимая рука рынка в ситуации сырьевой экономики, которой не нужны
умные, и авторитарного государства, которому они более чем не нужны. Но в чем
бы ни была причина, нельзя не замечать: страна глупеет, с каждым годом все
больше.
Страна наша очень большая, с мощной
культурной традицией, и так быстро умище-то не пропьешь, все не вытравишь.
Где-то кто-то продолжает изобретать, открывать, исследовать, качественно учить
и азартно учиться. С Ломоносовыми и Кулибиными вообще никогда дефицита не было.
Но для участия в общемировом забеге по той самой улетающей вверх кривой не
может хватить подвижников и самородков.
Для него нужны научные школы, нормальная
смена поколений в них, возможность передачи знаний из рук в руки. Нужна гораздо
большая включенность в общемировые научные и образовательные процессы. Нужны
вложения - большие и с умом. А главное - нужен общественный спрос на познание
как ценность.
Чтобы на вершине пирамиды были
революционные открытия, нужны «корни травы» внизу, нужно отношение к
образованию и науке как к инвестициям в будущее страны, а не как к досадному
балласту обязательств, которые государству приходится тянуть как чемодан без
ручки, потому что бросить как-то неловко - пока.
Чтобы дети и молодежь хотели учиться,
образование должно восприниматься как инвестиция в личное будущее, работать как
социальный лифт, а что мы видим вокруг? В сегодняшней России шанс залог успеха
- оказаться шофером, охранником, тренером, массажистом, соседом по даче
фартового парня, которого вынесет наверх игрой случая - и тебя вместе с ним.
Охранники, массажисты и соседи по даче заполонили парламент, список Форбс,
возглавили научные институты и медиа-холдинги. Они проваливают у всех на глазах
одну задачу за другой, но поднимаются все выше и выше, имеют все больше и
больше. А на фоне всего этого учителя и родители, отводя глаза, рассказывают
детям, как важно для их будущего хорошо и усердно учиться.
И как апофеоз - Гарант всего и вся
собственной персоной - который, явившись в школьный класс, рисует на доске
похабную картинку, из тех, что обычно можно увидеть на заборах и в школьных
туалетах. И глумливо улыбается на камеру - «Это кошка, вид сзади». В классе
дети. Девочки. Учительница. Миллионы телезрителей у экранов.
Где-то там взлетает ввысь график развития
науки и технологий. А здесь вверх победно задран хвост кошки - обращенной
задним проходом к детям за партами. Гы-гы-гы, как смешно
ЛЮДМИЛА
ПЕТРАНОВСКАЯ
психолог, блогер, автор нескольких книг,
создатель Института развития семейного устройства
http://spektr.delfi.lv/novosti/vid-szadi.d?id=45279588#ixzz3R8NZq8dM
http://spektr.delfi.lv/novosti/vid-szadi.d?id=45279588#ixzz3R8NKxhp9