АВТОГРАД — НАША СУДЬБА
Сергей ИОНОВ, заведующий отделом
организационно-партийной работы Тольяттинского горкома КПРФ:
Поскольку я вхожу в
состав Автозаводского райкома КПРФ, то о его работе могу дать более
детальную информацию. К тому же в Тольятти градообразующим предприятием
является АвтоВАЗ, ему и приоритет. Причём не только на уровне
Автозаводского райкома, но и на городском. Тем более что на ВАЗе сейчас
сложная ситуация: идёт сокращение персонала. Кроме того, объявлено о
значительных сокращениях на двух дочерних предприятиях. В Автозаводском
районе вообще много предприятий, которые являются поставщиками АвтоВАЗа и
напрямую зависят от его работы.
Вместе с профсоюзом
Работа коммунистов с
трудовым коллективом Волжского автозавода осуществляется по многим
направлениям. Прежде всего отмечу взаимодействие с профкомом независимого
профсоюза «Единство», активно действующего на автогиганте. Этот профсоюз
является составной частью МПРА. Его возглавляет Пётр Золотарёв, который
избран вице-председателем МПРА, а также вице-председателем Конфедерации
труда России. МПРА представлен и на других предприятиях нашего города, в
частности на Волжском машиностроительном заводе.
Ранее аббревиатура
МПРА расшифровывалась как Межрегиональный профсоюз работников автопрома. Но
поскольку сфера его деятельности расширилась, то сейчас он называется
Межрегиональным профсоюзом «Рабочая ассоциация». В ноябре прошлого года в
его устав были внесены изменения, которые позволяют формировать первичные
организации по территориальному принципу. Это позволяет вступать в него
работникам, занятым в разных отраслях экономики. Не удивительно, что МПРА
расширяет своё влияние в нашем городе. Ясно, что в такой ситуации
тольяттинские коммунисты с ним тесно взаимодействуют и намерены и впредь
расширять наше сотрудничество.
«Единство» является
самым боевым и самым известным независимым профсоюзом в Тольятти.
Признаюсь, что между ним и городским отделением КПРФ не всегда было полное
взаимопонимание. Но когда в 2009 году в городе проходили многотысячные
митинги рабочих АвтоВАЗа, организованные «Единством», представители КПРФ
принимали в них непосредственное участие. Однако систематическая работа
тогда не была отлажена. К доле скепсиса, с которой на первых порах
некоторые активисты «Единства» относились к инициативе КПРФ по сближению,
мы были готовы. Низкая активность рабочих, их неготовность принимать
участие в акциях протеста, где отстаиваются их же интересы, тоже не стали для
нас сюрпризом. К тому же сейчас, когда идут сокращения, люди боятся
потерять свои рабочие места. Те, кто не боится, как раз и составляют актив
профсоюза «Единство». В таких условиях тем более необходимо единство
действий КПРФ и профсоюзов.
В определённом
смысле поворотным стал 2012 год. Тогда началось наше систематическое
взаимодействие в рамках работы Координационного совета
оппозиционно-патриотических сил Тольятти. Он был создан по инициативе
активистов местного отделения КПРФ. В него, помимо отделений Компартии и
ЛКСМ, вошли представители профсоюзов «Единство» и «Солидарность» (в нашем
городе эта рабочая организация малочисленная), общественных движений «Суть
времени» и «Народный собор». Несмотря на такой, мягко говоря, разноплановый
состав, Координационному совету удалось организовать ряд акций, получивших
заметный общественный резонанс.
Например, горожане
не могли не заметить «Вёрст протеста» — одиночных пикетов против ювенальной
юстиции от здания мэрии до местной Думы. После этой акции Тольяттинская городская
дума, в которой «единороссы» имеют большинство, единогласно высказалась
против введения ювенальной юстиции. Причём сделала это первой в стране.
Кроме серии пикетов против ювенальной юстиции, в городе прошли массовые
акции против вступления России в ВТО и против базы НАТО в Ульяновске.
Заметным событием стал и пикет против осквернения Вечного огня.
Правда, профсоюз
«Единство» был представлен на этих протестных мероприятиях лишь отдельными
лицами, а не организацией. Они не были на этих акциях сторонними
наблюдателями, а принимали в них с одобрения профкома активное участие. Но
всё же официально они не были уполномочены выступать, так сказать, под
своими флагами. Руководители профсоюза объяснили свою позицию так: все эти
мероприятия имели политический характер, экономических требований на них не
выдвигалось, поэтому профсоюз и уклонялся от прямого участия. Коммунисты не
стали оспаривать такую позицию. Между тем в эти акции, организаторами
которых являлись КПРФ, а также «Суть времени» и «Народный собор», были
вовлечены по большей части рабочие.
Избирательная
кампания лета 2013 года свела на нет деятельность Координационного совета,
члены которого принимали участие в выборах депутатов Тольяттинской
городской думы. Дело в том, что они выступали в той избирательной кампании
в качестве кандидатов от различных политических сил. По этой же причине
приостановили взаимодействие и с Петром Золотарёвым, который, как и ряд
других активистов профсоюза, на выборах депутатов Тольяттинской городской
думы был выдвинут партией «Справедливая Россия»
Однако вскоре после
выборов, в ноябре того же года, между Автозаводским райкомом КПРФ и
профкомом «Единство» было достигнуто устное соглашение о сотрудничестве.
Примечательно, что первым шагом, демонстрировавшим восстановление совместных
действий, стали публикации интервью Петра Золотарёва и других материалов о
деятельности профсоюза «Единство» в информационном бюллетене Тольяттинского
горкома КПРФ «Правда Автограда» (он выходит один раз в месяц тиражом 10—20
тысяч экземпляров; в настоящее время проходит регистрацию как средство
массовой информации). Активисты профсоюза регулярно помогают коммунистам
распространять бюллетень среди рабочих АвтоВАЗа, а Автозаводский райком
партии передаёт информацию о «Единстве» в орган обкома КПРФ — газету
«Трудовая Самара».
Первой совместной
акцией протеста после «выборного перерыва» стал митинг против массовых
сокращений на АвтоВАЗе, инициатором которого выступил Автозаводский райком
КПРФ. «Единство» помогало в организационных вопросах. Резолюция была
основана на предложениях, также подготовленных «Единством». На митинге
поднимался в том числе и вопрос о задержках с выплатой зарплаты на Волжском
машиностроительном заводе. Из-за этого часть сотрудников предприятия
отказалась выполнять свою работу. Вскоре после митинга задолженность перед
работниками была ликвидирована.
Акция протеста не
была многочисленной, но получила неплохой резонанс в СМИ и Интернете. А
поскольку массовые сокращения продолжаются, то в настоящее время готовится
новый митинг по той же теме. Его организатором сейчас выступает профсоюз
«Единство», а коммунисты примут в нём активное участие. Райком находится в
постоянном контакте с профкомом. Планируются другие совместные мероприятия.
Из традиционных форм
работы райкома КПРФ с трудовым коллективом АвтоВАЗа нельзя не отметить
регулярные (с 2011 года) выезды на проходные предприятия с целью
распространения партийной прессы: «Правды», информационных бюллетеней ЦК
КПРФ, «Трудовой Самары», «Правды Автограда».
Не надо также
забывать, что партийные комитеты Центрального и Комсомольского районов
Тольятти тоже помнят о трудовых коллективах. В поле их внимания прежде
всего рабочие, занятые на предприятиях химической промышленности:
«Куйбышевазот», «Тольяттикаучук», «Тольяттисинтез». К другим крупным
заводам, с рабочими которых наши райкомы тоже тесно сотрудничают, можно
отнести «Волгоцеммаш» и «Тольяттинский трансформатор».
В то же время я не
хотел бы создавать впечатление, что работа коммунистов Тольятти с рабочими
идёт гладко и беспроблемно. В целом жители города в последние годы не
отличаются активным участием в политической жизни.
Партийное поручение
В начале апреля во
всех трёх районных отделениях города прошли отчётно-выборные конференции. В
каждом из них избран «классический» секретариат — первый секретарь,
секретари по оргработе и по идеологии. Такие направления деятельности, как
работа с общественными организациями и молодёжью, закреплены за членами
райкомов без наделения их статусом секретаря. Неформально работа с
трудовыми коллективами закреплена за конкретными секретарями. В
Автозаводском райкоме её ведут секретарь по оргработе Сергей Егоров (он —
депутат гордумы, работает электромонтёром на АвтоВАЗе) и секретарь по
идеологии Виктор Козлов. В Центральном районе эти функции выполняет первый
секретарь райкома Максим Гусейнов (он — главный сварщик «Волгоцеммаша» и
руководитель фракции КПРФ в гордуме).
Активом являются все
члены райкомов и секретари первичных отделений, между которыми
распределяются те или иные функции при подготовке и проведении различных
мероприятий. Любой из них может в зависимости от ситуации получить разовое
задание по взаимодействию с рабочими и сотрудничеству с трудовыми
коллективами.
Несколько слов о
рабочих, избранных в партийные органы.
В Автозаводском
райкоме на данный момент один рабочий промышленного предприятия — секретарь
по оргработе Сергей Егоров, а также один электрик, обслуживающий жилфонд, —
Ярослав Погодин. Ещё есть инженер, работающий на одном из средних
предприятий, — Александр Марков.
В прошлом году
рабочих в составе райкомов было больше. Но многие из них, не дожидаясь
начала массовых сокращений, по собственному желанию покинули автозавод,
найдя работу не в промышленной сфере. Кстати, Погодину и Маркову в разное
время тоже приходилось уходить со своих рабочих мест под давлением
администрации в связи с их активной партийной деятельностью (оба были
кандидатами на выборах различного уровня, и во время избирательных кампаний
начинались проблемы на работе). Центральный райком, как уже я отмечал,
возглавляет главный сварщик крупного завода Максим Гусейнов.
Сергей Егоров,
помимо должности секретаря по оргработе, выполняет часть работы по
взаимодействию с трудовыми коллективами. Кроме того, он является
заместителем председателя комитета по местному самоуправлению городской
Думы, работает с общественными организациями (ТОС, Советы ветеранов и
т.д.). Ярослав Погодин отвечает в райкоме за работу с ЛКСМ и другими
молодёжными организациями. Александр Марков — секретарь первички.
«Агенты «Искры»
«Правда» спрашивает,
есть ли у партийного комитета свои «агенты» (по аналогии с агентами
«Искры») на каждом предприятии города (района)? Как организовано
взаимодействие с ними? Постоянно ли партком получает информацию о жизни
предприятия?
Вести партийную
работу на предприятиях сложно из-за давления администрации. А такое
случалось не раз. Тем более сложно заниматься партийной работой активистам,
которые на виду. Те, кто побывал кандидатом на выборах, уже «засветились» и
на роль «агентов «Искры» не годятся. Есть отдельные товарищи, в том числе
сторонники, которые доставляют партийную прессу — по несколько экземпляров
— за проходные.
В прошлом составе
райкома у нас был один товарищ, который, работая на АвтоВАЗе, пытался
развернуть там активную партийную деятельность, как он её понимал:
постоянно конфликтовал с администрацией. Вступив в профсоюз «Единство», он
вскоре возглавил профком одного из производств. В настоящее время уволен и
судится с администрацией.
Несколько слов о
депутатах-рабочих. В составе фракции КПРФ в Тольяттинской городской думе
работают на протяжении двух созывов три депутата. И в том, и в этом созыве
один из них — рабочий. Степан Филатов, депутат пятого созыва, трудился
токарем на заводе «Тольяттихлеб». Но в декабре 2011 года был избран
депутатом Самарской губернской думы, где в настоящее время работает на
постоянной основе. О Сергее Егорове, который сейчас является депутатом
гордумы, уже многое сказано. В других фракциях рабочих никогда не было и
нет.
Партийные комитеты
взаимодействуют с нашими фракциями в полном объёме. Чтобы горком и фракция
действовали сами по себе, такого нет.
Больших возможностей
бывать на предприятиях, за исключением своего рабочего места, у
депутатов-коммунистов нет. На АвтоВАЗ даже Зюганову не дали пройти.
О нашей социальной
базе
В настоящее время в
Автозаводском районном отделении рабочих — около 20% (без учёта ИТР). Опять
же хочется обратить внимание, что процентное соотношение снизилось в
прошлом году из-за перехода ряда рабочих АвтоВАЗа на другую работу (в связи
со сложной ситуацией на предприятии, низкой зарплатой и т.д.). В
Автозаводском районе большинство жителей имеют за плечами вазовский стаж, и
многие члены КПРФ из тех, кто сейчас не занят на промышленных предприятиях,
получали рабочие специальности и хотя бы какое-то время отработали на
автогиганте. Коммунисты-пенсионеры — практически все ветераны ВАЗа. Те, кто
в настоящее время работает на ВАЗе или других промышленных предприятиях,
являются активными членами партии, практически все имеют постоянные
партийные поручения.
В связи с ожидаемым
ростом безработицы, несмотря на работу коммунистов, которая отлаживается на
предприятиях, рассчитывать на пополнение рядов партии рабочими не
приходится. И виной тому, наверное, не только страх потерять рабочее место.
После мощных протестных выступлений рабочих АвтоВАЗа в 2009 году,
возглавляемых «Единством» при активном участии левых сил, в том числе КПРФ,
волна рабочего сопротивления спала. Этому неожиданно для нас
поспособствовала и… победа, одержанная КПРФ в городе на выборах в
Государственную думу РФ и Самарскую губернскую думу в декабре 2011 года.
Обыватель ждал быстрых результатов, но не видит никаких изменений. Он
зачастую даже не хочет слышать объяснений, что в целом область
«проголосовала» так, что значительно усилить фракцию КПРФ количественно в
облдуме не удалось.
И вот сейчас —
затишье. Это наглядно показали результаты выборов в Тольяттинскую гордуму в
сентябре прошлого года. Коммунисты города отмобилизовались на них не хуже,
чем в декабре 2011 года. А итоги — заметно хуже. И это при полной
самоотдаче.
Сами же мы впадать в
спячку не собираемся
«Правда», № за 17
июля