РОССИЯ СТАЛА МИРОВЫМ ЛИДЕРОМ ПО РОСТУ ЦЕН НА ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЮ
Цена электроэнергии для населения России, по расчетам Института проблем естественных монополий (ИПЕМ), с 2002-го по 2012 год росла в среднем на 14% в год — почти вдвое быстрее инфляции.
За этот период тарифы подскочили почти в 4 раза. При этом в Евросоюзе стоимость электричества поднимается на 5-7% в год, в США — на 3,5%, сообщает Lenta.ru.
Все больше платят и промышленные потребители в России. Например, в сельском хозяйстве стоимость киловатт-часа выросла в 5,5 раза — с 0,7 рубля в 2002 году до 3,8 рубля в 2012-м. В среднем же, электроэнергия для промышленности в России дорожала на 10% в год и выросла почти в 3 раза за 10 лет. Для сравнения: в Великобритании цены выросли в 2 раза, Германии — в 1,8 раза, Франции — 1,6 раза, США — в 1,4 раза.
При этом стоимость электроэнергии для предприятий чуть ли не важнее, чем для населения. Для того чтобы поддерживать должный уровень конкурентоспособности, заводам нужна энергия, и желательно по низкой цене. По разным оценкам, повышение тарифов всего на процент сокращает производство на 0,1-0,2%.
Как полагает гендиректор "Московской энергетической биржи" Сергей Трофименко, российский рынок электроэнергии сейчас не является конкурентным. "Сейчас это рынок продавцов, тех кто генерирует энергию. Они конкурируют только за обезличенные потоки денег с рынка электроэнергии и мощности, зачастую завышенные. Нужно, чтобы они конкурировали за потребителя".
На цены влияет и растущая задолженность за электроэнергию. На рынке складывается критическая ситуация. В августе 2014 года она достигла 156,5 млрд рублей, в июле она составляла 151,2 млрд. Самая плохая платежная дисциплина наблюдается в Чечне, Ингушетии, Дагестане, Тыве и Волгоградской области. Некоторые предприятия могут не платить, поскольку их отключение грозит серьезными социальными и технологическими проблемами. В итоге издержки перекладываются на добросовестных плательщиков путем повышения тарифов.
Наконец, на конечную стоимость электричества оказывают давление завышенные инвестиционные планы компаний. Так называемая инвестиционная составляющая вкладывается в итоговую цену, чтобы "отбить" вложенные средства сетевой компании. При этом компании часто завышают стоимость реализации своих проектов и закладывают искаженную цену в тариф. Эти средства становятся источником сверхприбыли и часто расходуются не по назначению. Деньги на это берутся прямо из кошелька потребителя.
http://www.rosbalt.ru/business/2014/09/05/1312104.html