-
Касается каждого
-
Потребитель всегда не прав...
-
История, которую я хочу рассказать, о деньгах и законе (или – о беззаконии). На первый взгляд, она достаточно скучная, а деньги, о которых пойдет речь, маленькие. Поэтому главное в ней не деньги, а проявление всевластия монополий и, как следствие, унижение нашего с вами, читатель, человеческого достоинства. Причем речь не просто о монополии, а о монополии в сфере ЖКХ. А это уже затрагивает каждого. Тем более, что следует иметь ввиду два обстоятельства.
-
Во-первых, скоро наступит долгожданный для монополий «послевыборный период» и власть позволит в очередной раз повысить тарифы. Во-вторых, страна вступила в пятилетку установки счетчиков: сначала – для приборов учета горячей и холодной воды, а затем – и газа. И это затронет интересы каждого. И то, что с этим «каждым» может случиться, будет показано на примере уже случившегося со мной.
-
«Что-то мало у вас нагорело!».
-
В доме, где я проживаю, гарантирующим поставщиком электроэнергии является ЗАО «Самарские городские электрические сети». Работники этой организации время от времени осуществляют проверки показателей на наших электросчетчиках. Все предыдущие проверки лично для меня заканчивались без последствий: контролер ЗАО приходил, записывал показания счетчика и уходил.
-
В последний раз, 8.12.2011 г., события развернулись иначе. На меня был составлен акт «О неучтенном потреблении электроэнергии физическим лицом». В нем записано, что у меня имеются холодильник, телевизор и 4 электрические лампочки. Причем мощность этих приборов контролера не интересовала. Она сказала, как отрезала: «Так мало нагорать просто не может».
-
«У вас же холодильник!».
-
Особенно интересен аргумент про 4 лампочки. Ведь в акте наряду с прочим записано, что в квартире я проживаю один. По логике вещей, один человек пользуется в каждый конкретный момент одной лампочкой. Но логика для монополистов – не аргумент.
-
Еще интереснее – с холодильником. Это главный, круглосуточный потребитель энергии. Но ни марка холодильника, «Атлант-МХ-367», ни выбранный мною режим (а это единица при максимуме семь) контролера не интересовали. Ее вывод был категоричен: холодильник должен потреблять много!
-
Потом я посмотрел паспорт и обнаружил, что «номинальное суточное энергопотребление» моего холодильника составляет 0,75 квт/ч. Это – 22,5 квт/ч в месяц.
-
Но это – номинальное потребление! А при режиме 1 оно должно быть значительно меньшим!
-
«Ваш диск вращается неравномерно».
-
Затем контролер стала изучать мой счетчик и пришла к выводу, что, как записано в акте, имеет место «торможение диска» и «неравномерное вращение». При этом «экспертиза» проводилась на глазок. Никаким оборудованием она не пользовалась, никакой пояснительной документации (объясняющей, например, что такое «торможение диска» и как оно измеряется) при себе не имела.
-
В итоге в акт была записана рекомендация «заменить прибор учета». Кроме того, имеется фраза о том, что потребитель должен явиться к «гарантирующему поставщику не позднее 5 дней с момента составления акта. В случае неявки рассмотрение будет произведено в отсутствие потребителя».
-
Мои объяснения – пустой звук.
-
В акте имеется раздел «Объяснения потребителя при выявлении неучтенного потребления». Обратите внимание: ни «мнение», ни «аргументы», а именно «объяснения»!
-
Дойдя до этого раздела я понял, что структура акта очень напоминает «Объяснительную записку», которую пишет слесарь Ваня, пойманный пьяным на рабочем месте. В данном случае монополист просто распространяет внутренние правила корпорации на формально равноправного потребителя.
-
Я, разумеется, высказал свои аргументы, но контролер оставила их без внимания и в текст акта вносить не стала.
-
Существо и форма.
-
Таким образом, в проблеме имеется два аспекта: экономический и правовой. В принципе, я допускаю, что «торможение диска» действительно имеет место. Дом – старый, счетчик – тоже. И его, как записано в акте, действительно надо менять. И менять (не исключаю и такого варианта) за мой счет. Это – об экономической стороне дела.
-
Зато возмущает другое: заведомое неравноправие сторон. По теории, потребитель и поставщик – равноправны. И если у одной стороны есть претензии к другой, то в дело должен вступать третейский судья. Например, органы технадзора или комиссия, в которой были бы представлены органы местного самоуправления, ТОС и т.д. И вот такая комиссия была бы вправе составлять документы под названием «акт», «решение» или «постановление».
-
В нашем же случае одна сторона составляет на другую «акт» (ни «претензию», ни «требование»!) о том, что, в принципе еще требуется доказать. Поэтому подписывать акт я не стал. Что же касается слова «рекомендация», то оно употреблено, на мой взгляд, для страховки: мы же всего-навсего рекомендуем явиться.
-
«Вот я и явился».
-
На следующее утро я «явился» в офис компании по адресу Гагарина-22 и попытался выяснить, на основании каких нормативных документов был составлен акт. Мне сказали примерно следующее: «Ваш счетчик старый и это само по себе основание для его замены». А нормативную базу, доказывающую правоту «гарантирующего поставщика», я сам могу поискать в Интернете.
-
То есть появилось новое объяснение: мой счетчик – просто старый, поэтому вопрос о «торможении диска» уже не актуален. Вот и все «рассмотрение».
-
В акте же представитель поставщика заполнил графу «Результат рассмотрения акта»: «Начислений нет. Приобрести новый счетчик 2010-11 г. выпуска. Норматив до установки нового счетчика – 124 квт/ч».
-
Подписывать такой вердикт я тоже отказался. Просто написал, что 9 декабря явился на рассмотрение. Таким образом, попытка «теленка бодаться с дубом» формально ничего не дала. Но, поскольку я ничего не подписал, то хотя бы имею возможность оспорить результаты «рассмотрения».
-
«Так в чем я виноват?»
-
Итак, долгов у меня нет. Что мой счетчик надо менять, мне не доказали. Но плату в одностороннем порядке повысили раз в пять – до 316 руб.20 коп. И это – уже не рекомендация, а решение. Вывод: монополия ломает потребителя «через колено». Доказательная база ее представителей не интересует.
-
А я-то, идеалист, думал, что по Гражданскому Кодексу обе стороны спора равны!
-
«А кто другая сторона?»
-
По ходу дела я внимательно изучил акт и обнаружил, что название ЗАО «Самарские городские электрические сети» на бланке документа вообще отсутствует. Есть только сокращение СГЭС, вписанное от руки. В акте же упомянуты: безымянный «гарантирующий поставщик», конкретный контролер СГЭС участка 04 и опять-таки безымянный представитель ГП (гарантирующего поставщика).
-
Видимо, сделано это для того, чтобы потребитель (в случае обращения в суд) имел дело не с генеральным директором монополии, а женщиной-контролером с зарплатой, предположим, в 10000 руб.
-
Вот она и окажется крайней, если гражданин «закусит удила» и пойдет судиться-рядиться. И если гражданин выиграет, то получит свои две-три тысячи не с компании монополиста, а с рядового работника, которого заставляют составлять сомнительные с правовой точки зрения документы.
-
«А судиться есть за что!»
-
Теперь настало время поговорить об упомянутом выше унижении человеческого достоинства. Дело в том, что на бланке акта потребителей информируют о «ст. 165 УК РФ «Причинение имущественного ущерба путем обмана или злоупотребления доверием». По этой статье потребителю грозит: штраф до 80 тысяч рублей; обязательные работы на срок от ста двадцати до ста восьмидесяти часов; исправительные работы на срок до одного года; арест на срок до четырех месяцев; лишение свободы на срок до двух лет.
-
Возможно, для тех, кто подключился незаконно, такая информация будет кстати. Но на каком основании упоминанием этой статьи оскорбляют тех, на кого даже «начислений нет»?
-
«Депутаты, ау!»
-
Недавно избран новый состав Губернской Думы. В Думу пришли (хотя бы частично) новые люди, у которых теоретически много сил и желания работать. Вот и занялись бы они, наряду с решением других проблем, рассмотрением нормотворчества наших монополистов. А то они и сами акты составляют, и сами же их рассматривают, и нормативы в одностороннем порядке повышают. И еще Уголовным Кодексом грозят.
-
Игорь Владимиров
-
-
-
-