«АвтоВАЗ»
утратил старейшую техническую библиотеку
Ветераны
завода считают, что всё идет к стиранию
истории ВАЗа и превращению его в сборочную
площадку
Как выяснили «Известия»,
на «АвтоВАЗе» ликвидирована старейшая
научно-техническая библиотека. Она
обладала крупнейшим в СССР и России
архивом документов и научных трудов об
отечественном автомобилестроении.
Книгохранилище содержало уникальные
исторические материалы о первых
заграничных командировках основателей
ВАЗа, техническую периодику и научные
работы производственников и технологов
автогиганта. По некоторым данным, часть
фондов выкинули на свалку, часть разобрали
себе рабочие, некоторые книги пока еще
не успели переместить. Причем «АвтоВАЗ»
не стал передавать в центральную
библиотеку Тольятти (Библиотека
Автограда) свои фонды, несмотря на
просьбу последнего. Кроме прикладных
нужд библиотека являлась уникальным
носителем информации о развитии научной
и инженерной мысли советских и российских
автомобилестроителей.
Как рассказали
«Известиям» три источника, близких к
автозаводу, библиотека «АвтоВАЗа»,
насчитывавшая 600 тыс. единиц хранения,
перестала существовать после решения
нового руководства завода об оптимизации
затрат. Приказов и письменных указаний
о закрытии библиотеки не было, но устные
требования были, сообщил «Известиям»
источник в компании. Собеседник отметил,
что решение о закрытии библиотеки было
принято еще в начале 2014 года.
—
Центральная библиотека ВАЗа разрешала
сотрудникам откладывать стопочки и
надписывать на ярлычке фамилии. Они
думали, что поступит указание списать
фонд и тогда книги разрешат забрать
сотрудникам. Но их [библиотекарей]
сократили раньше. Фонд вывезли на свалку.
По слухам — сожгли. Достоверных данных
просто так не найти, — сообщил источник.
По
его словам, ликвидированы еще две другие
научные библиотеки «АвтоВАЗа», более
мелкие: при научно-техническом центре
(инженерный филиал, находится вне
территории завода) и в корпоративном
университете «АвтоВАЗа». Сокращены 6–7
библиотекарей.
В главной тольяттинской
Библиотеке Автограда «Известиям»
подтвердили, что часть фондов «АвтоВАЗа»
утрачена, а саму библиотеку завода
распустили.
— Судьба у научно-технической
библиотеки «АвтоВАЗа» довольно плачевная,
потому что по кусочкам она разлеталась
по разным местам, в том числе каким-то
учебным заведениям. Мы вышли с письмом,
чтобы сохранить библиотеку, мы бы взяли
всё то, что там есть, но, к сожалению, нам
ничего не передали и нет никакого ответа,
— сказала сотрудница библиотеки. Она
также отметила, что двое сокращенных
библиотекарей из вазовского книгохранилища
перешли на работу к ним, остальные
разошлись кто куда.
Автор многих
книг об истории «АвтоВАЗа» Анатолий
Шаврин также подтверждает, что фонды
утрачены.
— Книги, журналы и патентная
литература выброшены на улицу. Мне
рассказали об этом люди, которые подобрали
в этих кучах мои книги по истории завода.
Мне говорили: Анатолий Александрович,
а мы обзавелись вашими книгами, которые
раньше не могли достать, потому что
тираж маленький, — рассказывает ветеран
ВАЗа.
В ответ на официальный запрос
«Известий» в пресс-службе подтвердили
закрытие библиотек.
— В связи с
изменением организационной структуры
ОАО «АвтоВАЗ», а также возможностью для
сотрудников завода при производственной
необходимости доступа к информационным
ресурсам в сети интернет, в компании
было принято решение о закрытии данных
библиотек. Для упрощения процедуры
доступа к специализированной информации
библиотечные фонды передаются в
подразделения компании, — сообщили в
дирекции по связям с общественностью
«АвтоВАЗа».
Центральная
научно-техническая библиотека «АвтоВАЗа»
была создана по приказу Виктора Полякова
(первый директор ВАЗа) еще в 1969 году, то
есть на второй год с начала строительства
автогиганта. Один из отделов был целиком
посвящен отчетам сотрудников завода,
которые их писали после загранкомандировок.
—
Они рассказывали, что увидели и что
предлагают перенять и внедрить на ВАЗе.
Эти исследования представляли интерес
по меньшей мере с точки зрения развития
завода, — поясняет Анатолий Шаврин.
—
Меня больше всего задели архивы отдела
рекламы. Там были замечательные образцы,
связанные с продвижением продукции в
СССР, и фотоснимки, — говорит Юрий
Целиков, экс-глава Международной
ассоциации дилеров «АвтоВАЗа». Хранение
также включало всю технологическую
документацию производства, некоторые
изобретения заводчан, патенты, всевозможные
справочники, в том числе по иностранным
маркам; учебную литературу, книги по
автомобилестроению и машиностроению;
очень большое количество материалов
по экономике предприятия. В фондах
периодических поступлений содержались
как советские, а позже российские, так
и иностранные инженерные журналы.
—
К примеру, управление
лабораторно-исследовательскими работами
заказывало у нас не только книги, но и
много периодики и реферативные журналы,
— вспоминает бывший библиограф вазовской
библиотеки Ирина Давыдкина. — Были и
уникальные издания, касающиеся технологий
производства, которые теперь нигде не
найдешь.
Кроме того, на ВАЗе в
советские годы действовал филиал
института технической информации
Минавтопрома.
— Выпускалась серия
книг об опыте Волжского завода. Причем
опыт был довольно ценный, опережавший
на три шага вперед аналогичные изыскания
на других предприятиях. К примеру,
зубообработка, использование пластмассы,
штамповка или сварка — она не только
же на ВАЗе применяется, — продолжил
Шаврин.
Работа библиотеки завода
приносила практическую пользу заводу:
до недавнего времени существовала
практика, когда библиотекарей закрепляли
за определенным производством.
—
По определенному графику (автогигант
занимает территорию около 600 га), например,
в цех сварки везли свежую литературу
по сварочным работам, в комплекс окраски
— по вопросам окраски и так далее. Не
каждому было удобно отрываться от
работы, поэтому книга шла к человеку, —
говорит Шаврин.
— Мое мнение — идет
политика уничтожения технического
потенциала «АвтоВАЗа». Завод с многолетней
историей превращается в простую сборочную
площадку, — считает Шаврин.
— Стирают
память о заводе, — соглашается Целиков.
По
данным аналитического агентства
«Автостат», за первое полугодие 2014 года
производство Lada сократилось на 13,2%, до
179 тыс. машин, а контрактная сборка
автомобилей альянса Renault-Nissan (Nissan Almera,
Renault Logan, Renault Sandero, Datsun on-Do) выросла более
чем в 10 раз (с 3,4 тыс. до 39,3 тыс. штук). Как
писали «Известия», штат компании
постепенно переводится на производство
иномарок. Ранее президент «АвтоВАЗа»
Бу Андерссон заявлял о планах на 2015 год
по двукратному увеличению японско-французской
контрактной сборки. В настоящее время
альянс Renault-Nissan контролирует 50% «АвтоВАЗа»,
24,5% приходится на госкорпорацию «Ростех».