Петр Золотарев: Все в одной лодке?
«…Чтобы мы продолжали действовать
всем коллективом как одна семья, одна
команда».
Бу Инге Андерссон, президент ОАО АвтоВАЗ
Эта статья для тех, кто не хочет оказаться
обманутым. В ней приведены данные из
официального ежеквартального отчёта
ОАО АвтоВАЗ за 2 квартал 2014 г. и других
источников.
Президент ОАО "АВТОВАЗ" утверждает,
что он работает на заводе не ради денег,
а ради спортивного интереса. Давайте
рассмотрим, во сколько обходится ВАЗу
спортивный интерес г-на Андерссона. По
итогам 1-го полугодия 2014 г. все члены
правления ОАО, а их 12 человек (в том
числе и Андерссон), несмотря на убыточность
предприятия (убыток около 3 млрд),
"зарабатывали" в среднем на каждого
в месяц по 2 млн 220 тыс 833 руб. По итогам
1-го квартала их зарплата в месяц в
среднем на одного члена
правления составила по 1 млн
604 тыс 278 руб. Т.е., к концу полугодия
у них зарплата выросла, невзирая на
убытки.
А что господа оставили трудовому
коллективу? По тем же итогам работы ОАО
за 1-е полугодие численность работников
составила 62 563 чел., среднемесячный фонд
оплаты труда составил 1 762 216 667 руб (в т
ч и "зарплата" членов правления).
Получается, что среднемесячная зарплата
работника за 1-е полугодие составляет
28 167 руб. По некоторым данным среднемесячная
зарплата работника составляет 26 410
руб., а численность коллектива - 58 000
чел., но мы будем придерживаться
официальных данных. Если сравнить
среднемесячную зарплату работника за
1-ый квартал этого года (29 675 руб.), то
очевидно, что зарплата у работников
уменьшилась. Нам говорят, что это из-за
отсутствия спроса на нашу продукцию и
убыточности предприятия. А кто виноват
в этом? Тот, у кого зарплата выросла!
В это же самое время растут потребительские
цены. В РФ по статистике на август 2014
г. цены на товары и услуги увеличились
на 5,46%. Это значит, что наша зарплата
потеряла покупательную способность,
т.е. уменьшилась по сравнению с
ценами на товары и услуги. В коллективном
договоре ОАО АвтоВАЗ (якобы, лучшем
в мире!) установлен порядок увеличения
(индексации) зарплаты работникам в
зависимости от роста цен на товары и
услуги по согласию работодателя и
профсоюзного комитета АСМ («официальный»
профсоюз «Автосельхмаш» - ред.). До сих
пор этого согласия нет. Вернее, есть
полное согласие сторон в том, чтобы не
увеличивать (не индексировать) зарплату
работникам.
Руководство ОАО при принятии Программы
развития завода до 2020 г. взяло на себя
обязательство восстановить покупательную
способность зарплат работников из-за
некомпенсированной в прошлом инфляции
и обещало ежегодно увеличивать зарплату
работникам на 1,5% независимо от уровня
годовой инфляции. Где это повышение?
На полугодовой конференции трудового
коллектива 5 сентября Андерссон сообщил,
что, поскольку численность рабочих
сократилась на 8 600 человек, то сэкономленные
средства они готовы распределить на
оставшихся рабочих и с 1 октября каждому
из них будет доплачиваться по 500 руб
ежемесячно. Какая неслыханная щедрость!
Но если посчитать, то получается другая
картина.
8 600 уволенных работников умножьте на
среднюю зарплату 28 167 руб. Получим 242
236 200 руб. Делим на оставшихся 62 563 чел.
= 3 872 руб. каждому из оставшихся работников,
и это только сэкономленная зарплата.
А сэкономленные налоги на сэкономленный
фонд оплаты труда? А сэкономленные
расходы на содержание рабочего места
(оборудование, инструменты, спецодежда,
льготные выплаты на проезд и питание
и т. п.)?
При этом в 1-м полугодии 2014 г. произошёл
рост производительности труда. Он
составил 1 млн. 460 тыс. руб на одного
работника. В среднем каждый работник
произвёл больше 3-х автомобилей за
полгода. В планах руководства ОАО в
2015 г. произвести 770 тыс. автомобилей
оставшейся численностью, а какая она
будет на начало 2015 г., мы не знаем.
Пока верстался этот текст, от
работодателя в адрес профкома "Единство"
поступило очередное уведомление о
сокращении РСиС (руководителей,
специалистов и служащих –ред.)
в количестве 700 чел. Для
сравнения: когда-то на ВАЗе работало
120 тыс., и в год мы производили 750 тыс.
авто. Предположим, что к началу 2015 г. на
ВАЗе (как и рекомендовало правительство
РФ) останется 55 тыс. работников, и этой
численностью мы будем производить 770
тыс. авто в год. Следовательно,
производительность труда значительно
увеличится: на каждого работника
получится по 14 авто. К этому стремятся
наши руководители, вопрос в том, какой
ценой нам обойдутся их цели. Что работнику
от этой увеличенной производительности
его труда? И посредством чего увеличивается
производительность труда работника?
Из-за введения передовой техники или
технологии? Или за счёт увеличения
физической и интеллектуальной нагрузки
на работника? Это вы знаете сами!
Уже сейчас работники физически не могут
выполнить производственное задание.
Всё чаще организуется работа в 3 смены,
а работа в 3-ю смену – далеко не сахар.
За это господин Андерссон обещает
бесплатный обед. Сколько это стоит?
Сейчас комплексный обед стоит 100 руб.,
из них работодатель компенсирует
работнику 66% = 66 руб., работник платит
34 руб. Президент обещает бесплатный
обед только в ночную смену для тех, кто
работает по трехсменному графику. Сумма
этих бесплатных обедов включается в
доход работника, и будет облагаться
подоходным налогом. Сопоставимы ли
потери здоровья с подобной компенсацией?
Вот такая семья, команда на ВАЗе. Кто-то
из общего котла большой ложкой черпает,
а кому-то и чайной не дают зачерпнуть,
да ещё норовят большой ложкой по лбу
треснуть тому, кто нарушает существующий
"порядок", а некоторых (8600 чел.)
вообще из-за стола выгнали. Кто следующий
на вылет?
Источник: официальный сайт
Межрегионального Профсоюза Рабочая
Ассоциация
http://mpra.su/profsoyuses/avtovaz-profsouz/news/1729-Vse-v-odnoi-lodke