Необходимо честное расследование событий осени 93-го года
Выступление на заседании Госдумы от имени фракции КПРФ депутата Госдумы ФС РФ (2, 3, 5, 6 созывов), полковника советской милиции, ветерана боевых действий А.Д. Куликова:
- Уважаемые депутаты! В этом зале в текущем году неоднократно звучали слова о необходимости празднования приближающейся годовщины 20-летия российской Конституции. Подчеркивалось, и справедливо, важнейшее значение основного Закона страны для судеб граждан, всего нашего Отечества.
Однако, думается мне, не поймет нас избиратель, а может и осудит, если Госдуму вновь, как и ранее, постигнет амнезия по поводу не менее важных для России, ее народов событий, произошедших также 20 лет назад, в сентябре-октябре 1993 г. А они достойны не только воспоминаний. Как отмечают объективные историки, специалисты и эксперты, наконец, две независимые друг от друга комиссии Госдумы 2-го созыва именно в те дни осени 93 г. Президентом РФ и его окружением с применением вооруженных сил, внутренних войск, ОМОНа был организован насильственный антиконституционный, антигосударственный переворот. Эпицентром этих событий являлась Москва. Переворот завершился уничтожением советской Конституции, в верности которой еще 2 года назад, 12 июня 1991 г., клялся избранный Президентом Б. Ельцин, советских органов народовластия и принятием на сомнительном (по нормативной основе, условиям, организации его проведения и результатам) референдуме новой Конституции.
Именно с тех «окаянных» времен и берет свой отсчет современное российское государство. Государство, строящееся на крови невинных, мирных граждан - защитников Советской Конституции, Высших законодательных (представительных) органов власти Верховного Совета и Съезда народных депутатов РФ. Государство, рожденное на чудовищном насилии и произволе президентской, исполнительной власти, на безумстве стремлений к невиданному обогащению абсолютного меньшинства населения за счет обманываемого большинства. Государство, в котором право, закон, конституция, со дня его кровавого зачатия являются фиговым листком ельцинской демократии, прикрывающим авторитарный, деспотический режим, криминально-мафиозный, компрадорский характер его властных институтов. Себе все, а народу законы - вот бандитская философия родоначальников современной России, ставших с Октября 93 года ее хозяевами.
Почитайте, господа депутаты, страницы документов Комиссии Госдумы 2 созыва по дополнительному изучению и анализу событий, происходивших в городе Москве 21 сентября-5 октября 1993 г. И вы содрогнетесь от ужаса приведенных фактов в материалах депутатских проверок и прокурорского следствия, подтвержденных десятками живых свидетельств террора, массовых зверств палачей, насилий и убийств. Прочтите, коллеги, документы Специальной комиссии, образованной в 1998 г., Госдумы 2-го созыва, по оценке соблюдения процедурных правил и фактической обоснованности обвинения, выдвинутого против Президента РФ Ельцина Б.Н. Комиссия (15 депутатов, представлявших все фракции Госдумы, - крупнейшие юристы, ответственные политики с безупречной репутацией) признала обоснованность выдвинутых депутатами Компартии обвинений против Президента в совершении тяжких преступлений против своего народа.
В т.ч. и по событиям сентября-октября 1993 г. Она констатировала, что « 21 сентября 1993 г. Президент Б.Н. Ельцин издал Указ № 1400 «О поэтапной конституционной реформе в РФ», в котором постановил прервать осуществление законодательной, распорядительной и контрольной функций высших законодательных органов власти, отменил действие Конституции РФ. Б.Н. Ельцин дал указание на ввод войск в Москву и штурм здания Верховного Совета. «Утром 4 октября 1993 г. войска и подразделения МВД и Минобороны были стянуты к зданию Верховного Совета» и открыли по нему (в здании находилось более 5000 граждан, включая малолетних детей – авт.) огонь из стрелкового оружия и танковых пушек.
В результате этих действий, по данным Генпрокуратуры, были убиты и искалечены сотни невинных граждан. Комиссия усмотрела в действиях Ельцина признаки следующих преступлений: заговор с целью захвата власти (ст.278 УК РФ), умышленное убийство при отягчающих обстоятельствах (п.п. «а», «б», «е», «ж» ст. 105 УК РФ).
Уважаемые депутаты! Прошло много лет после тех событий, кровью вписанных в историю нашего отечества как символ клятвопреступлений, позора и предательства высшего руководства страны, ее первого президента. Политический режим укрепился и значительно мимикрировал. Куда-то, в глубины памяти, в потаенные уголки души народной спрятался и страх первых месяцев и лет после публичного, на всю страну расстрела Парламента России. В последние годы появились откровения подлинных участников тех событий, мемуары, исследования ученых, в которых сообщаются новые, ранее неизвестные свидетельства о трагических событиях осени 93 года. Они ставят вопросы, требующие, на мой взгляд, нового внимания парламента России, новых расследований.
- Они заставляют вновь вернуться к анализу нормативных документов, принятых Госдумой по событиям сентября-октября 1993 г. И, прежде всего, к Постановлению Госдумы от 23 февраля 1994 г. N 65-I ГД "Об объявлении политической и экономической амнистии". Этим документом с одной стороны были спасены от уголовных репрессий оставшиеся в живых невиновные граждане из числа защитников Верховного Совета. С другой - акт об амнистии в оценках событий сентября-октября перевернул все с ног на голову, признав невиновных граждан, посмевших не выполнять, а то и активно сопротивляться исполнению антиконституционного президентского указа № 1400, виновными.
И в тоже время, актом фактически оставлены безнаказанными, уведены от уголовной ответственности зачинщики, организаторы заговора, госпереворота (Ельцин, Черномырдин, Гайдар, Лужков, Ерин, Грачев, Козырев, Коржаков, Шахрай, Филатов), исполнители преступных приказов (Панкратов, Кобец, Евневич и др.), подстрекатели и провокаторы. Постановление об амнистии остановило и уголовные преследования ельцинских штурмовиков здания Верховного Совета, расстрелявших мирных граждан в Останкино, в других местах города Москвы. Как вы понимаете, коллеги, это решение Госдумы было сугубо политическим актом, далеко не правовым. Очевидно, вынужденным, под угрозой нового, вполне реального, террора. Для сомневающихся в этом, напомню события марта 1996 г., когда Президент Ельцин спустя всего менее трех лет вновь был готов подписать соответствующий антиконституционный указ. Но теперь уже о разгоне Госдумы 2-го созыва, об интернировании всей фракции КПРФ, ряда других оппозиционных депутатов, потребовавших отмены нормативных актов по Беловежским соглашениям.
Лишь благодаря усилиям Генпрокурора Скуратова, председателя Конституционного суда Туманова и министра внутренних дел Куликова Ельцин отказался от очередного преступного, по существу, замысла. Ныне ничто не мешает нам вновь вернуться к правовой оценке событий сентября-октября 1993 г., проведя соответствующее комиссионное депутатское расследование и поставить перед Генпрокурором вопрос о привлечении к уголовной ответственности всех виновных в массовом убийстве граждан.
В этой связи, необходимо критически подойти к оценке числа погибших и раненых в период 3-5 октября 93 года. Новые свидетельства дают основание считать, что общее число только погибших более чем в 6 раз превышает сведения прокуратуры и составляет от 980 до 1500 человек. Исследователи событий октября 93 года приводят конкретные показания очевидцев, свидетельствующие об умышленном уничтожении в период 5-7 октября властью доказательств совершенных преступлений, в их числе многочисленные неопознанные трупы граждан в крематориях Москвы и Московской области, захоронение неопознанных трупов погибших граждан вне кладбищ.
Явно не стыкуется официальная статистика с данными исследований, проведенными в последние годы в отношении общего числа раненых, которое тоже более чем в 7 раз превышает официальное - около 2100-2500. Безусловно, подобные сведения подлежат обстоятельной проверке и правовой оценке компетентными органами. Нам важно знать всех жертв поименно, чтобы дать наконец-то возможность семьям погибших, раненым и их семьям получить от государства необходимые социальные гарантии, право на компенсацию причинённого вреда, разработав соответствующий проект закона.
Как известно для захвата власти Ельциным и его приспешниками были незаконно использованы Вооруженные Силы. И это в условиях, когда наша страна является ядерной державой. Именно поэтому мы, депутаты, должны вновь вернуться к этой теме, изучить и создать необходимые непреодолимые законодательные барьеры, не позволяющие использовать вооруженные силы во внутриполитических конфликтах на территории России.
Анализ событий сентября-октября 1993 г., анализ предшествующих этому периоду неоднократных попыток Президента РФ упразднить (декабрь 1992 г., март 1993 г.) высшие законодательные органы власти России Съезд народных депутатов и Верховный Совет, материалы Спецкомиссии Госдумы, о которой говорилось выше, ставят и ряд других вопросов, касающихся национальной безопасности нашего государства актуальных и ныне. Речь идет о профессиональных, моральных качествах кадров на постах руководителей страны, о патриотизме, верности Отечеству, а также о степени влияния политических кругов иностранных государств, их спецслужб на деятельность высших органов власти России. Речь идет о способности и воле политического руководства страны противостоять этому. Тема острая и требует особого парламентского исследования.
Тем более, что и документы вышеуказанной Спецкомиссии содержат факты прямого вмешательства осенью 1993 г. иностранных государств во внутренние дела России, факты мотивирования руководством США и рядом других должностных лиц других иностранных государств, высокопоставленными чиновниками МВФ Президента Ельцина на антиконституционные действия. Очевидно, что нам придется вместе с Президентом России восстановить утраченный парламентский контроль за исполнительной властью, хотя бы в этой важнейшей сфере, внеся изменения в Конституцию РФ.
В заключение. Фракция КПРФ обращается к председателю Госдумы, к руководителям фракций, к депутатам с предложениями:
- создать межфракционную группу по исследованию всех обстоятельств совершения госпереворота 21 сентября-5 октября 1993 г. в Москве;
- разработать и внести проект закона « О социальных гарантиях гражданам-жертвам событий 21 сентября-5 октября 1993 г.»;
Тем самым мы выполним свой депутатский долг перед гражданами России, перед памятью погибших и оставшихся в живых защитников Конституции.