» » По следам Железной дивизии
Информация к новости
  • Просмотров: 42
  • Автор: kprf
  • Дата: 29-01-2019, 06:02
29-01-2019, 06:02

По следам Железной дивизии

Категория: Информация

В 50-тые годы прошлого столетия появилась моя первая публикация в областной газете города Ульяновска о встрече учеников школы села Поповка с участниками Железной дивизии имени Г.Д. Гая в деревне Скорлятка. В этой статье я описала наш туристский поход к месту формирования Железной дивизии на станцию Чуфарово, и об экскурсии по местам сражений – на станцию Охотничья и в город Ульяновск к памятнику борцам за советскую власть, освободивших Симбирск-Ульяновск от белочехов 12 сентября 1918 года.      И вновь я вернулась к истории Железной дивизии Гая в год 100 - летия со дня ее формирования, но уже в 21 веке в другой школе, школе 16 г. Тольятти, с другими учениками и ветеранами.
     Я вспомнила, что работала в сельской школе вожатой, мы с красными следопытами несколько лет изучали боевой путь Железной дивизии.
      В ходе военно-спортивной игры «Зарница» и празднования Дня Советской Армии провели встречи с участниками Железной дивизии: П.С. Промзелевым, М.С. Филипповым, проживавших в деревне Скорлятка и с И.Е. Земсковым, В.А. Дубровиным, М.О. Дубровиным, М.Я. Ванковым, М.Я. Егоровым, Темниковым, проживавших в селе Поповка. Они рассказывали нам о своих военных походах и боевых друзьях, что война принесла много страданий и утрат. И как важно чтить память о своих погибших героях и своих солдатах, благодарно склоняя головы перед их памятью.
 Мы с пионерами прошли по тем местам, где формировалась дивизия Первый поход был по маршруту от села Поповка до станции Чуфарово, так как формировалась дивизия на железнодорожной станции Чуфарово Московско-Казанской железной дороги.  
Сформирована она была 26 июля 1918 года приказом РВС 1-й армии Восточного фронта из добровольческих отрядов Самары, Симбирска и Сенгилея и названа 1-й Симбирской пехотной дивизией. Первым командиром соединения стал славный сын армянского народа, выдающийся военно-начальник Гая Дмитриевич Гай (Гайк. Бжишкян).
     Дивизия участвовала в Симбирской наступательной операции в составе 1-й армии. Шла Гражданская война. Симбирск, ныне Ульяновск, был занят белогвардейцами и Чехословацким корпусом, которые объединились с эссерами. 52 дня Симбирск находился под властью белогвардейцев. Первая мировая война закончилась, был заключен Брестский мир. Большевики обязались разоружить чехословаков и передать их немцам, в ответ они оказали вооруженное сопротивление.
На военном совете   1 –й 5 стрелковых полков и ковалерийский дивизион В  РККА Восточного фронта  Михаил Иванович Тухачевский принял решение начать наступление на Симбирск 8 сентября 1918 года. Вместе с Симбирской дивизией в наступлении приняли участие Пензенская и Сызранская дивизии.
Всего 8 тысяч штыков и сабель, 40 орудий, 194 пулемета против основных сил Поволжской группы белых, у которых было 5 тысяч штыков, 3,5 тысячи сабель, около 40 орудий,150 пулеметов и около 10 вооруженных пароходов.
    Симбирская дивизия получила подкрепление: 5 стрелковых полков, ковалерийский дивизион. Впервые в гражданской войне использовались автомашины. Все это позволило создать численное превосходство над противником.
     Исходный пункт для наступления - станция Майна.  Бойцы продвигались вдоль полотна железной дороги через лесной массив с боями к станции Охотничья. В этом месте белые сильно укрепились. Сражение было упорным, трудным.
11 сентября Симбирская дивизия отразила контратаку белых в районе Белый Ключ, перерезала железную дорогу Симбирск-Казань и тракт Сызрань- Симбирск, белые были прижаты к Волге.
     12 сентября на рассвете был назначен штурм Симбирска. К 12 часам атакой с трех сторон Симбирск был взят.
За высокую духовную силу и прочную, крепкую, железную стойкость, мужество и храбрость личного состава, проявленные в боях в районе станции Охотничья дивизия получила название «Железная».  Это наименование было присвоено ещё в 1918 году – приказом ? 85 по 1-й армии от 9 августа, а подтверждено 25 октября 1921 года приказом РВСР ? 2444/423.
В 1924 году в связи с переименованием Симбирска в Ульяновск дивизия была также переименована Самароульяновскую.

      Второй наш туристический поход был по местам, где когда –то проходили солдаты Железной дивизии, от исходного пункта станция Майна.
       А потом мы организовали экскурсию в г. Ульяновск к памятнику-обелиску погибшим красноармейцам в боях за освобождение Симбирска-Ульяновска от белых банд, автор архитектор Ф.Е. Вольсов. Строгий обелиск, расположенный на высоком волжском берегу, напоминает о героических подвигах в годы Гражданской войны. Здесь в братской могиле нашли вечный покой защитники родины В.И. Ленина. На обелиске мраморная доска с текстом: «Героям красноармейцам, павшим в боях за освобождение Симбирска 12 сентября 1918г.»
Позднее были освобождены города Сенгилей, Мелекес, Сызрань, Ставрополь, Самара (7 октября 1918 г.), Оренбург.
В музее школы ?16 г. Тольятти, в год 100-летия кровавых событий в связи с мятежом чехословацкого корпуса в Поволжье, мы со следопытами мы провели конференцию,  посвященную 130 –летию со дня рождения В.В. Баныкина,  первого председателя Ставропольского исполнительного комитета. Баныкин активно боролся за установление советской власти в уезде. 8 июня он узнает, красная Самара пала, ревком и партийный комитет губернии отступили в Казань. В Ставрополе была напряженная обстановка: крупный отряд белочехов и белогвардейцев подходил к городу, к пристани приближался буксирный пароход с войсками и артиллерией. Едва раздались первые выстрелы, местные контрреволюционеры подняли головы. 15 июня Баныкин собрал исполком, на котором приняли решение об эвакуации госимущества, банка, семей работников и продовольствия на проходах «Ермак» и «Святая Анна» в сторону Сенгилея. Баныкин задержался в исполкоме. Пароходы ушли, он решил скрыться в сосновом бору. Но бандитская пуля настигла его. Выстрелом в грудь он был убит.
15 июня 2018 года исполнилось 100 лет со дня гибели Василия Васильевича Баныкина.
В городе Тольятти есть памятные места, связанные с именем В.В. Баныкина, с  теми трагическими событиями в период мятежа чехословацкого корпуса и освобождение Ставрополя Железной дивизией. Для учащиеся школы проводятся экскурсии, беседы с целью сохранения памяти о защитника Родины.
      Очень трудно кратко описать боевой путь Железной дивизии. Она прошла через огонь четырёх войн– гражданской (октябрь 1917 – октябрь 1922 г.), советско-польской (февраль 1919 – март 1921 г.), советско-финской (30 ноября 1939 – 13 марта 1940 г.), Великой Отечественной (22 июня 1941 – 9 мая 1945 г.).
Особенно яркие страницы истории дивизии написаны её личным составом в годы Великой Отечественной войны. В бой соединение вступило на четвёртый день после её начала. Дивизия провела ряд успешных сражений, но под натиском превосходящих сил врага вынуждена была отходить. И вот здесь случилась самая трагическая история в боевой биографии соединения. Было утрачено Боевое Знамя. Вернее, так считали два года.
А произошло следующее. В августе 1941-го в районе деревни Анютино Чериковского района Могилёвской области в неравном бою с немецкими захватчиками погибли три неизвестных командира Красной Армии, выносившие с собой Боевое Знамя 24-й стрелковой дважды Краснознамённой Самаро -Ульяновской Железной дивизии. Однако Боевое Знамя не было утрачено. Его сохранил бывший солдат 301-го Бобруйского пехотного полка старой русской армии колхозник Дмитрий Тяпин. Он обнаружил на теле погибшего командира Красное знамя дивизии и похоронил погибшего командира на сельском кладбище.    И смог передать Знамя советскому командованию только в 1943 году после освобождения деревни советскими войсками от гитлеровцев. За спасение Знамени Дмитрий Тяпин навечно зачислен в списки 1 роты 7 стрелкового полка Железной дивизии и награжден орденом Красного Знамени.    
    И только в связи с нахождением Боевого Знамени, которое сохранил старый солдат Д.Н. Тяпин, соединению приказом по Красной Армии вернули прежние почётные заслуги и награды.
       В 1978 году маршал Советского Союза С.Л. Соколов вручает Железной дивизии орден Октябрьской Революции.
       И хотя в настоящее время такой дивизии в составе Вооружённых Сил РФ нет, она существует в истории нашего Отечества, в боевых традициях нашей армии, в памяти ветеранов, отдавших службе в прославленном соединении многие годы жизни.  Железная дивизия будет существовать, пока жив хоть один её ветеран, а память о славных боевых делах соединения будут хранить потомки ветеранов.

Т.П. Теняева
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Архив новостей

Февраль 2019 (18)
Январь 2019 (10)
Декабрь 2018 (24)
Ноябрь 2018 (15)
Октябрь 2018 (17)
Сентябрь 2018 (12)
^