» » Кому теперь в России ставят памятники
Информация к новости
  • Просмотров: 399
  • Автор: kprf
  • Дата: 15-12-2018, 14:25
15-12-2018, 14:25

Кому теперь в России ставят памятники

Категория: Информация

В конце 90-х годов прошлого столетия Россия заключила «соглашения о взаимном содержании воинских захоронений» с рядом стран, в том числе и с Чешской Республикой. И, начиная с 2000-го года, в населенных пунктах России начался процесс установки памятников чешским легионерам, именуемым в народе «белочехами», погибшим в России в 1918–1920 гг. Кто же такие эти «белочехи» и какое они имеют отношение к России?В ходе Первой мировой войны русскими войсками в плен было взято большое число чехословаков, воевавших в составе австро-венгерской армии на Восточном фронте.
Так называемый «Чехословацкий корпус» (свыше 40 тыс. человек; далее – ЧСК) стал формироваться на территории России с 1916 г.
После Октябрьской революции советское правительство разрешило чехословакам при условии сдачи оружия эвакуироваться через Владивосток на родину. Чехословакам разрешалось ехать как частным лицам, предварительно разоружившись, чего ЧСК выполнено не было.
На основании декрета французского правительства об организации автономной Чехословацкой армии Чехословацкий корпус в России с 15 января 1918 года был формально подчинен французскому командованию. Генеральный штаб Франции планировал перебросить чехословацкий корпус через Дальний Восток морем во Францию для продолжения войны с немцами. Однако командование Антанты использовало легион как один из элементов для свержения Советского правительства.
2 мая 1918 – Верховный совет Антанты принял решение использовать корпус для борьбы с советской властью на Севере России и в Сибири.
16–20 мая 1918 г. в Челябинске собрался съезд чехословацких военных делегатов. Съезд решительно стал на позицию разрыва с большевиками и постановил прекратить сдачу оружия.
24 мая 1918 – Троцкий отдает приказ о разоружении чехословаков.
25 мая 1918 – части корпуса подняли организованный мятеж против Советской власти на всем пути следования.
В соответствии с договоренностью руководства ЧСК с англо-французскими представителями (в частности, французским командующим силами Антанты генералом Жаненом) начальники чешских эшелонов получили инструкцию останавливаться там, где их застанет приказ, и захватывать соответствующие города и станции.
Захваты – повсюду сопровождавшиеся убийствами и расстрелами рабочих и красноармейцев, представителей советской администрации, мирных жителей, а также массовыми грабежами (в частности, ЧСК была захвачена часть золотого запаса Колчака) – начались в мае, после прибытия первой партии чехословаков (6 тыс. человек) во Владивосток, и продолжались до августа 1918 г. (25.05.18 был захвачен Челябинск, 29 июня – Владивосток, 20 августа – Верхнеудинск).
Мятеж продолжался до 1920 г., когда большая часть ЧСК была эвакуирована из Владивостока.
«Белочешский мятеж», явившийся детонатором гражданской войны в России, повлекшей огромные человеческие жертвы, оставил у нас о себе крайне недобрую память и явился составной частью военной интервенции 1918–1922 гг.
Кампания по установке памятников белочехам на всем протяжении пути легионеров «Чехословацкого корпуса» (ЧСК) от Пензы до Владивостока настойчиво проводится министерством обороны ЧР. В качестве основания официальная Прага ссылается на «Соглашение между Правительством РФ и Правительством ЧР о взаимном содержании военных захоронений от 15 апреля 1999 г.».
Реализацией соглашения в России занимается ассоциация «Военные мемориалы».
На настоящее время в России установлены памятники чехословацким легионерам в 13 городах. И если во Владивостоке, Красноярске, Бузулуке и Екатеринбурге памятники устанавливаются на местах сохранившихся захоронений, то в Нижнем Тагиле, где нет захоронения, чехи выбирают местом для установки памятника территорию детского дома. В Пугачеве, Пензе, Сызрани, Ульяновске, Самаре также нет сохранившихся захоронений, а для установки памятников чешская сторона выбирает привокзальные площади, скверы и парки, что противоречит «соглашению» и нарушает принятые муниципалитетами постановления «Об утверждении порядка установки мемориальных сооружений» на территориях населенных пунктов РФ.
Ссылки чешской стороны на соглашение 1999 г. в качестве «обоснования» необходимости сооружения в наших городах памятников легионерам на всем их «героическом пути» от Пензы до Владивостока являются некорректными еще и потому, что оно регулирует исключительно вопросы обустройства и содержания мемориальных сооружений в местах воинских захоронений, а не установки памятников вне этих мест – а именно в знаковых местах наших городов: в центре, на привокзальных площадях, многолюдных улицах – прежде всего устанавливают чешские власти памятники своим «героям-легионерам».
Чешскими властями сознательно обходится статья указанного соглашения, где говорится о необходимости «действовать в соответствии со своим национальным законодательством» с обязательным «учетом национальных, религиозных и иных традиций своих государств» (ст. 2.3).
Это означает, что решение об установке памятника не определяется автоматически наличием этого соглашения, а зависит от согласия на его установку общества и власти, в первую очередь, местной, поскольку правом каждого государства является решать, какие памятники на своей территории устанавливать, а какие нет. Это соответствует и букве, и духу современных международных норм и правил.
Не менее часто чешская сторона нарушает ст. 2.2 «Договаривающиеся Стороны обмениваются информацией о местах захоронений и их состоянии, соответствующими списками и дополнениями к ним. Дополнительные записи в эти списки вновь обнаруженных мест захоронений производятся по согласию договаривающихся сторон».
Так, например, в Самаре в июле-октябре 1918 г. было захоронено 24 легионера (данные из метрических книг самарского кафедрального собора и Всехсвятской кладбищенской церкви). На сайте Министерства обороны Чешской Республики указаны фамилии уже в количестве 45 и даты захоронения не совпадают с фамилиями легионеров и датами, записанными в метрических книгах самарских церквей. А на памятнике выбито 53 фамилии.
Всего чешская сторона планирует установить в РФ более 5 десятков таких «памятных знаков» своим «легионерам» (Приложение). Вся эта кампания юридически плохо согласуется с «соглашением», но очень хорошо укладывается в пропагандистский проект «Легион 100», посвященный столетию образования ЧСК.
«Легион 100» – это политический пропагандистский проект министерства обороны Чешской Республики, по которому к 2018 году в России планируется установить несколько десятков «памятных знаков» (а по сути – помпезных монументов) чехословацким легионерам, погибшим на территории нашей страны в годы Гражданской войны. Вот что пишет об этом проекте Министерство обороны ЧР: «Столетие образования чехословацких легионов станет темой в воспитании патриотизма и развитии традиций в духе наследия чехословацких легионеров… Современные зарубежные миссии АЧР по своему пониманию недалеки от идеалов, за которые боролись чехословацкие легионы почти сто лет тому назад. Наоборот, здесь прямая последовательность. Тогда и сегодня бой наших солдат ведется в рамках коалиционных сил, за рубежом, за свободу и демократию».
Чешскими властями сознательно обходится статья указанного соглашения, где говорится о необходимости «действовать в соответствии со своим национальным законодательством» с обязательным «учетом национальных, религиозных и иных традиций своих государств» (ст. 2.3).
Это означает, что решение об установке памятника не определяется автоматически наличием этого соглашения, а зависит от согласия на его установку общества и власти, в первую очередь, местной, поскольку правом каждого государства является решать, какие памятники на своей территории устанавливать, а какие нет. Это соответствует и букве, и духу современных международных норм и правил. И в любом случае, этот вопрос должен быть предварительно согласован и одобрен местными жителями и властью.
«Белочешский мятеж», явившийся детонатором гражданской войны в России, повлекшей огромные человеческие жертвы, оставил у нас о себе крайне недобрую память и явился составной частью военной интервенции 1918–1922 гг.
Именно поэтому практически во всех городах РФ инициативы по установке памятников часто приводят к протестам местных жителей и общественно-политических организаций. Коммунисты и комсомольцы Самарской области вот уже десять лет успешно противостоят попыткам установить подобные памятники в Самаре и в Новокуйбышевске. Активисты проводят протестные акции, круглые столы, собирают подписи и ведут активную пропагандистскую работу в газетах и в сети Интернет. Позиция местных жителей едина с коммунистами: памятникам палачам и убийцам не место на нашей земле!
Настойчиво продвигая идеи установки памятников своим легионерам, чешская сторона ведет неискреннюю и нечестную игру, выполняя вполне определенный политический заказ (о чем, в том числе, пишут и чешские историки), имеющий все признаки целенаправленной провокации, крайне оскорбительной – как свидетельствуют опросы общественного мнения – для нашей общественности, хорошо помнящей «заслуги» белочехов в годы Гражданской войны.
В тех сложных международных условиях, в которых сегодня находится Российская Федерация, когда по всей Европе сносят памятники воинам-освободителям, когда усиливается санкционное давление на Россию, здесь еще пытаются внешние силы усилить дестабилизацию ситуации в нашем регионе. Нам это не нужно. Это откровенно-провокационный шаг: если смотреть историю, то чехословацкие легионеры – это как раз те, кто начал Гражданскую войну в России. Они не имеют никакого отношения к нашему многонациональному народу, это интервенты и оккупанты. В общем, ничего хорошего эти люди нам здесь не сделали. Поэтому это просто чудовищное провокационное предложение. Мы никак не можем с ним согласиться.
После окончания Гражданской войны и укрепления Советской власти в Самаре и Самарской области было установлено и сохранилось до наших дней порядка сорока мемориальных досок, памятных знаков и памятников жертвам белочехов. Вот мы и будем чтить их память, на примерах борцов за Советскую власть рассказывать детям и внукам, что же такое патриотизм и любовь к своей Родине.

Второй секретарь Самарского горкома КПРФ, председатель общественного фонда «Наследники победителей» Светлана ДОРОХОВА
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Архив новостей

Апрель 2024 (5)
Март 2024 (6)
Февраль 2024 (4)
Январь 2024 (6)
Декабрь 2023 (6)
Ноябрь 2023 (5)
^