» » Южный город травится отвратительной водой
Информация к новости
  • Просмотров: 1 000
  • Автор: kprf
  • Дата: 16-04-2018, 10:45
16-04-2018, 10:45

Южный город травится отвратительной водой

Категория: Информация

Проект комплексной застройки территории на окраине Самары «Южный город» реализуется с 2013 г. Переезжающие сюда новоселы быстро замечают крайне отвратительное качество воды, которая подается в квартиры. Металлические поверхности смесителей мгновенно покрываются плотным белым налетом и ржавчиной, краны засоряются этой гадостью, ванны и раковины в точке водонапора желтеют, а на посуде после ополаскивания остаются белые разводы. Эти неприятные «сюрпризы» проявляются не годы спустя, а через недели и даже считанные дни. Потреблять такую воду без предварительной очистки опасно для здоровья. Отвратительное качество так называемой «питьевой воды» в Южном городе уже давно признано на официальном уровне.
Вода из подземелья
Хозяйственно-питьевое водоснабжение мкрн Южный город осуществляется из подземного водозабора «Самарское Заречье» Насосно-фильтровальной станции № 3 (НФС-3). НФС-3 также снабжает Куйбышевский район Самары. Только доля подземных вод в общем балансе хозяйственно-питьевого снабжения Куйбышевского района составляет лишь 12%. Остальная часть – это поверхностные источники, например, р. Волга. Ее воды характеризуются низким содержанием солей жесткости, сухого остатка и марганца. Поэтому вода в Куйбышевском получше, чем в мкрн Южный город.
НФС-3 находится под оперативным управлением ООО «Самарские Коммунальные Системы» (ООО «СКС»). Ресурсоснабжающая организация 15 января 2015 г. сделала заключение о том, что по геологическим и гидрогеологическим условиям качество питьевой воды, подаваемой в микрорайон Южный город, не соответствует санитарно-гигиеническим нормативам по показателю «общая жесткость/марганец».
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия по Самарской области (Управление Роспотребнадзора) также пришло к выводу о том, что в мкрн Южный город вода просто ужасная. В июне 2016 г. ведомство провело административное расследование, отправив пробы воды на экспертизу в ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Самарской области». Санитарно-эпидемиологическая экспертиза установила, что качество воды по химическим показателям не соответствует СанПиН 2.1.4.1074-01. Получив заключение экспертизы, Управление Роспотребнадзора обратилось в Октябрьский районный суд Самары с иском к ООО «Управляющая компания «Юг-Сервис», потребовав привлечь к административной ответственности по ст. 6.5 КоАП РФ («Нарушение санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде»). УК «Юг-Сервис» является управляющей организацией в мкрн Южный город.
Суд подтвердил непригодность воды. В решении суда от 15 июля 2016 г. говорится: «Качество питьевой воды… по содержанию выше предельно допустимой концентрации показателей: общей минерализации (сухого остатка) 1465–1473 мг/дм3 при нормативе 1000 мг/дм3, общей жесткости 17°Ж при нормативе 7,0°Ж, сульфатов 590–600 мг/дм3 при нормативе 500 мг/дм3, железа 2,7 мг/дм3 при нормативе 0,3 мг/дм, мутности по формазину 20 ЕМФ при нормативе 2,6 ЕМФ». Получается, вода в Южном городе по жесткости превышает норматив ПДК в 2,5 раза, по формазину в 8 раз, а по железу в 9 раз! Суд вынес решение признать УК «Юг-Сервис» виновной в совершении административного правонарушения, назначив смешной штраф в размете 22 тыс. р.

Обращения не по адресу
Самое интересное в этой истории, что ООО «СКС» и «Юг-Сервис» в действительности ничего поделать не могут. Да, ресурсоснабжающие организации и управляющие компании несут ответственность за поставку некачественной питьевой воды. Однако все, что они могут сделать, – это заплатить штраф. Согласно п. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», водоснабжение и водоотведение в населенных пунктах относится к вопросам местного значения поселений. Поэтому проблемой с некачественной питьевой водой должны заниматься не коммерческие организации, а органы местного самоуправления в лице администрации поселений. Именно так трактуют действующее законодательство суды, которые рассматривают дела, связанные со снабжением населения неподходящей питьевой водой.
Показательно разбирательство, которое вел Суоярвский районный суд Республики Карелия. Туда обратилось Управление Роспотребнадзора по Республике Карелия, которое потребовало от администрации г. п. Суоярви и ресурсоснабжающих организаций ООО «Суоярвский водоканал» и ООО «Пудожский водоканал» выполнить работы по строительству водопроводных очистных сооружений для хозяйственно-питьевого водоснабжения г. Суоярви. Обращение в суд было мотивировано тем, что поставляемая вода по таким показателям, как цветность, перманганатная окисляемость, и по содержанию железа не соответствует требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01. Суд, изучив материалы дела, принял решение, в котором «отделил мух от котлет». В решении от 27 июля 2011 г. сказано: «Судом установлено, что для подачи потребителям г. Суоярви воды надлежащего качества требуется строительство водопроводных очистных сооружений. С учетом того, что организация водоснабжения на территории поселения относится к вопросам местного значения, организовать указанное строительство должна администрация Суоярвского городского поселения (за счет бюджетных средств, привлечения инвесторов и т. д. – по выбору администрации), и именно она является надлежащим ответчиком по данному исковому требованию». Поэтому в своем решении суд обязал администрацию г. п. Суоярви в срок до 1 мая 2014 г. выполнить работы по строительству очистных сооружений для хозяйственно-питьевого водоснабжения населения. Что касается ресурсоснабжающих организаций, то их действия по поставке питьевой воды были признаны противоправными «в отношении неопределенного круга потребителей». Однако судебное решение никакие работы их проводить не обязывало. ООО «Суоярвский водоканал» и ООО «Пудожский водоканал» были только лишь оштрафованы. На 4 тыс. р. каждое (ознакомиться с текстом решения суда можно по ссылке: http://resheniya-sudov9.ru/2/55914/).
Управление Роспотребнадзора по Республике Карелия своим примером показало, как должны действовать надзорные органы. В принципе, Управление Роспотребнадзора по Самарской области могло бы поступить точно так же: обратиться в суд с заявлением на администрацию с. п. Лопатино и Волжского района (где территориально находится мкрн Южный город), чтобы обязать власти выполнить работы по строительству сооружений, необходимых для подачи качественной воды, которая соответствовала бы СанПиН 2.1.4.1074-01. Однако ведомство вместо того, чтобы отстаивать интересы жителей Южного города, пошло на сговор с буржуазией. Об этом Управление Роспотребнадзора само рассказало в своем ответе на одно из многочисленных обращений жителей нового микрорайона. Ответ был обнародован в паблике «Южный город» социальной сети «Вконтакте». «В связи с отсутствием альтернативных источников водоснабжения и с учетом представленного плана мероприятий для населения мкрн Южный город Волжского района Самарской области и Куйбышевского района г. Самары, ООО «СКС» были согласованы временные отклонения от гигиенических нормативов качества воды по показателям: общей жесткости не более 15,0°Ж, общей минерализации не более 1600 мг/дм, марганца не более 0,5 мг/дмі со сроком действия до 31 декабря 2017 г.», – говорится в ответе от 5 декабря 2017 г., который подписала заместитель руководителя Управления Роспотребнадзора по Самарской области Римма Галимова. Предательство интересов жителей мкрн Южный город она объяснила тем, что якобы «допускается несоответствие качества подаваемой питьевой воды установленным требованиям в пределах, определенных планом мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями». Галимова сообщила, что ООО «СКС» такой «план» предоставило, и он рассчитан на 2017–2024 гг. «План» был утвержден первым заместителем главы г. о. Самара Владимиром Василенко. Иными словами, надзорное ведомство полагает, что ресурсоснабжающие организации не должны поставлять населению некачественную «питьевую» воду, но если очень хочется – то можно. Достаточно «согласовать» какой-нибудь «план мероприятий». Однако этот план на самом деле никакой силы не имеет. Организация снабжения населения качественной питьевой водой находится в компетенции органов местного самоуправления, а не коммерческих предприятий. По всей видимости, ООО «СКС» сунуло этот «план» в Роспотребнадзор для того, чтобы не платить штрафы. А то вдруг обеднеет миллиардер Виктор Вексельберг, контролирующий ООО «СКС». Понятно, что капиталисты не хотят вкладывать средства в обеспечение населения качественной водой. Да и не обязаны они это делать по закону. «Вопрос о включении в инвестиционную программу ООО «СКС», реализуемый в рамках концессионного соглашения, строительства водоводов от водозаборов из поверхностного источника р. Волга… рассмотрен на совещании министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области», – сообщает г-жа Галимова. Ну рассмотрели они вопрос. И что дальше?

Трудный путь
Совершенно очевидно, что проблемой обеспечения качественной водой мкрн Южный город должны заниматься власти. В 2017 г. инициативная группа жителей мкрн Южный город во главе с Анной Дорониной направила обращение на имя врио губернатора Самарской области Дмитрия Азарова с просьбой оказать содействие в решении этого вопроса. Однако глава региона серьезную обеспокоенность по этому поводу почему-то не выразил.
Судя по всему, на данный момент у власти нет четкого понимания, каким образом необходимо решать вопрос по воде в мкрн Южный город. В своем декабрьском ответе жителям мкрн Южный город Римма Галимова отмечала, что проектирование и строительство сооружений по умягчению воды на НФС-3 включено в «Программу комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры г. о. Самара на период 2012–2025 гг.». При этом указывалось, что администрация г. о. Самара обратилась к первому вице-губернатору – председателю правительства Самарской области Александру Нефедову с просьбой «рассмотреть возможность включения строительства станции умягчения в федеральную или областную программы». Правда, тут следует отметить одно обстоятельство. Южный город не относится к Самаре. Это Волжский район. Поэтому вполне возможно, что городская программа, которая предполагает строительство станции умягчения воды на НФС-3, в первую очередь ориентирована на Куйбышевский район, а не на Южный город.
Между тем, в январе 2018 г. жители Южного города, которые обращались к Азарову, получили отписку из администрации Волжского района. Там было сказано: «Для решения вопроса обеспечения населения водой… министерством энергетики и ЖКХ Самарской области выполняются работы по проектированию водовода диаметром 1000 мм от НФС-2 для обеспечения водоснабжением жителей мкрн Южный город. Ответ подписал заместитель главы Волжского района Алексей Трибус.
Необходимо отметить, что НФС-2 располагается в Студеном овраге. Она снабжает волжской водой Промышленный и Кировский районы Самары. Действительно, вопрос о строительстве водовода оттуда в Южный город уже прорабатывается. Еще в январе 2016 г. был найден подрядчик на выполнение работ по проектированию объекта: «Строительство водовода от НФС-2 для обеспечения водоснабжением жителей Кировского, Куйбышевского районов г. о. Самара и Волжского района Самарской области». В Кировском районе – это п. Зубчаниновка, в Куйбышевском районе – это жилые застройки совхоза «Кряж», Самарское Заречье, а в Волжском районе – это поселки Чкаловский, Падовка, Черноречье, Стройкерамика, Смышляевка, Петра-Дубрава, жилые застройки с. Черноречье, мкрн Южный город и «Корпорация «Кошелев». По условиям тендерной документации, срок проектирования был определен до 31 марта 2018 г. Общая протяженность проектируемого водовода около 45 км. Прокладку водопровода предполагается выполнить в подземном исполнении из полиэтиленовых водопроводных труб с устойчивостью к гидравлическим ударам и сроком службы не менее 50 лет. Суммарный расход воды по всем направлениям и ответвлениям составляет 536 138 м3/сут. К слову, мощность очистных сооружений НФС-2 – 450 тыс. м3/сут. (данные с сайта ООО «СКС»).
Кроме того, в 2017 г. был найден подрядчик на выполнение работ по подготовке проекта планировки территории и проекта межевания территории для строительства водовода. Исполнитель должен подготовить документацию к 31 августа 2018 г.
Очевидно, что проект строительства водовода от НФС-2 через Зубчаниновку в мкрн Южный город и совхоз «Кряж» очень глобальный. Возникает масса вопросов. Во-первых, непонятно, справятся ли мощности НФС-2 с обеспечением водоснабжения такой огромной территории. Тем более, там наблюдается быстрый прирост населения. Сейчас в Кошелеве проживает свыше 70 тыс. человек, в Южном городе – почти 20 тыс. Ожидается, что около 2030 г. в Кошелеве будет жить 350–400 тыс. человек, в Южном городе численность населения достигнет 325 тыс. человек. Всех их нужно будет обеспечивать водой. Вся нагрузка ляжет на НФС-2? Во-вторых, строительство подземного водовода будет сопряжено со вскрытием всех поперечных коммуникаций и дорожного полотна автодорог, включая Волжское и Московское шоссе, которые были отремонтированы к Чемпионату мира по футболу 2018 г. Сколько лет займут эти работы – предсказать пока невозможно.
Впрочем, возникает еще один вопрос, и он, вероятно, главный. Наверное, проще было бы решить проблему водоснабжения мкрн Южный город путем строительства сооружений по смягчению воды на НФС-3. Или построить новую НФС в Самарском Заречье. Однако легких путей, судя по всему, власти не ищут.

Из обращения жителей мкрн Южный город к врио губернатора Самарской области Дмитрию Азарову:
«Каждая квартира в нашем микрорайоне тратит огромные деньги на индивидуальную очистку и смягчение поступающей из крана воды. Для приготовления пищи и питья мы вынуждены покупать питьевую воду. Владельцам квартир с индивидуальным отоплением приходится систематически ремонтировать отопительные котлы, т. к. накипь забивает отопительные трубки, что требует дорогостоящего ремонта – порядка 30 000 рублей».

Подпись к фото:
В мкрн Южный город очередь за питьевой водой – обычное явление

Качество питьевой воды в Самаре и мкрн Южный город *:

Показатель – Норматив ПДК, Самара (факт), Южный город (факт): жесткость, мг-экв/л 7,05,417, минерализация (сухой остаток), мг/л 1000396,131465-1473, сульфаты, мг/л 500110,83590-600, железо общее, мг/л 0,30,252,7

* Источник:
Санитарно-гигиеническая оценка питьевой воды централизованного водоснабжения города Самары 2014 г. (Самарский государственный медицинский университет, ООО «СКС». Решение Октябрьского районного суда г. Самары по делу № 5-317/2016.


Андрей НИКИТИН
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Архив новостей

Декабрь 2018 (5)
Ноябрь 2018 (16)
Октябрь 2018 (17)
Сентябрь 2018 (12)
Август 2018 (13)
Июль 2018 (11)
^