» » ЛЕЗВИЕ БРАТВЫ
Информация к новости
  • Просмотров: 71
  • Автор: kprf
  • Дата: 21-07-2017, 12:33
21-07-2017, 12:33

ЛЕЗВИЕ БРАТВЫ

Категория: Информация

«Будь проще – и люди к тебе потянутся».
Антинародная мудрость.

Одна знакомая женщина ехала в метро и читала книгу. Толстую, затрепанную книгу – из тех, что неплохо идут в юности, но по-настоящему осмысляются только после сорока пяти. Рядом плюхнулись юноши. Они шумели и явно требовали внимания – корчили рожи, делая селфи на фоне схемы метрополитена. Женщина досадливо закрыла книгу – какое тут чтение? Мелькнула обложка. «Опа! «Лезвие братвы»!» – крикнул парень и взоржал, аки конь. Дело даже не в том, что молодые люди, которых все чаще называют «жертвами ЕГЭ», пропустили ефремовское «Лезвие бритвы», а в том, что слово «бритва» в их сознании расположено много дальше, чем термин «братва». Именно в жаргонном прочтении. «Браток», «брателла», «братаны». Впрочем, какого полета фантазии следует ожидать от ребят, выросших на фоне песни «Братва, не стреляйте друг друга, / Вам нечего в жизни делить»? Почему я вдруг процитировала эти строки? Я тоже их слышала. По радио. Играло в такси. Следующая песня называлась «Кореша» – от группы «Лесоповал», и в припеве там было совсем уже печальное: «Что эта песня старая с подачи мусоров...». Спрашиваю поклонников «шансона»: почему вам нравится подобное творчество? Мне отвечают: оно душевно. Про жизнь. Это – жизнь?! Это музыкальный комментарий к Уголовно-Исполнительному кодексу.

По телевизору – очередной криминально-тюремно-судебный боевик. Суетятся, орут, катаются по земле, целятся и стреляют бывалые артисты. Они уже лет двадцать в теме. Вжились-вмонтировались в образы паханов, урок, фраеров, шестерок. Другие – менты и законники – вздыхают с умным видом, цитируют статьи Уголовно-Процессуального кодекса, умело произносят фразу: «Никакие доказательства не имеют заранее установленной силы...» И опять вздыхают. Иные лицедеи могут уже юристами подрабатывать – профессиональные реплики от зубов отскакивают. На одном канале воруют, на другом сторожат, на третьем – ловят-догоняют или уже сидят. На четвертом – отсидели. Так и живем – от серии до серии. Кто кого? И давай по новой. Блатная «феня» стала комильфотной. На ней изъясняются не только сериальные уголовники, но и другие категории медиаперсонажей. Нет-нет, а затешется крепенькое, терпкое словцо в речь депутата или звезды шоу-бизнеса. И никто не вырезает. Потому что – ближе к человеку надо быть! Разухабисто. Широко. Вольно. К чему политес? Мы этой скучной каши при Советах накушались. Будь проще – и люди к тебе потянутся.

Когда я начинаю возмущаться вульгаризацией, «криминализацией» нынешней лексики и современного поп-искусства, меня пытаются поддеть: «Эта пенитенциарная лирика – типичное советское наследие. В 1930–1950-х годах цвели и пахли дворовые банды с приблатненным стилем да зверскими нравами». Следом упоминаются песни Владимира Высоцкого про «черный пистолет на Большом Каретном» и «наколку времен культа личности», а также – «Роман о девочках», где много воровской романтики, любви и крови. «И брат этот сделал для Леньки финку с наборной ручкой, а лезвие – из наборной стали, из напильника. И Ленька ее носит с собой...» Вот вам и «лезвие братвы» для равновесия. Да, в Советском Союзе бытовал тюремно-хулиганский жанр – сии «канцоны» распространялись в магнитофонных записях и никогда не транслировались по радио. Лексикон подворотен и притонов не выходил за пределы «среды обитания». Точнее, это допускалось в самом крайнем случае. К примеру, если создавался фильм о поимке и наказании преступников. Но и там всей этой «фени» было по минимуму. В «Джентльменах удачи» высмеивался опознавательный словарь зоны. Акцент – «нехороший человек – редиска». Оно и запомнилось. В «Бриллиантовой руке» героиня Светланы Светличной томно цедит: «Хаза – ксива... гонорар». То есть происходит намеренное смешение двух противоположных языковых систем. В культовой картине «Место встречи изменить нельзя», конечно, проскальзывает жаргон и явлена общая атмосфера послевоенной уголовщины. Звучат в кинофильме и блатные мотивы, но – фрагментарно. И по сути – возможно ли представить какую-нибудь «Мурку» в передаче «Рабочий полдень» при том, что саму легендарную песенку знали почти все? Мы были в курсе, но кто сказал, что оно должно считаться частью народной традиции? Почему же современные культуртрегеры так плохо думают о народе?

Блатной стиль-жанр-вокабуляр – это всего лишь одна из граней проблемы. Уже в конце 1980-х началось постепенное снятие табу и размывание правил. Это касалось всего – в том числе языковых норм. Проникновение жаргона, нелитературных и непечатных оборотов шло быстро. Лавинообразно. Динамично. Параллельно с этим педалировалось упрощение «контента» и снижение планки. Ведущие на радио и ТВ становились этакими рубаха-парнями и свойскими девочками. Облегчение смыслов. Урезание «сложных» текстов. Много картинок и превращение читателя в «листателя». Междометия вместо слов – всепоглощающее «вау!». Трехаккордная музычка. «Приветики всем радиослушателям!» Ближе, еще ближе к народу! Нравься массе! Будь одной из них, а не Снежной Королевой, которая свысока зачитывает программу передач. Нам говорили: так положено в цивилизованном мире! Нет, господа. Цивилизация – это окультуривание, а не опускание. Подтягивание к высшему образцу, а не потакание простецким вкусам. Получился замкнутый цикл: массы любят «попроще» – медиа подстраиваются – массы получают подтверждение: «Мы делаем, думаем, говорим правильно!» А кто неправильно? А вон те – чересчур умные в очках. Или без очков – неважно. Вот новостной портал. Пишут, что некий функционер предложил (цитирую) «набить морду» одному знаменитому футболисту. Играть не умеет. Живо представится двор 1950-х. Мальчики в кепочках-малокозырках, в майках и сатиновых шароварах. Решают побить кого-то. Здесь и «морда» годится. А почему это словечко попадает в СМИ, да еще и на первую страницу «Яндекса»?

Пацанство культивируется и поддерживается. Оно удобно. Пацан – хороший покупатель и доверчивый потребитель реклам. Он жадно ловит все, что доносят ему из «ящика»: надо кушать такие-то продукты, стремиться вот к этим образцам, побольше заниматься сексом и поменьше думать. Потому как думающий – это… Правильно, дурной покупатель. Посему – впитывай сериалы со стрельбой и кровищей, хрусти чипсами, прихлебывай пивко. Там – в телевизионном зазеркалье – такие же, как ты. Говорят на твоем языке, копируют твои жесты, знают все твои тайны. Пацан, сиди ровно. Не бойся. Никто не придет с указкой и учебником. Пичкать – запрещено. Современные СМИ напоминают певуна-учителя из «Республики ШКИД», голосившего про курсисток и медичек. Ученикам нравилось. Они даже устроили «большую бузу», когда халтурщика изгнали из стен заведения. Распевать шальные куплетики весело и просто. А учиться и постигать – муторно. Долго. Сложно. Поэтому и куются новые поколения «простых пацанов», коим нравятся такие же простые движения. Их формирует не улица, как раньше, но официальный канал ТВ.

Среди современной интеллигенции принято вышучивать «гопоту» – маргинальную прослойку молодежи, которая сидит на корточках, лузгает семечки и пьет пиво из пластмассовых баклажек. Их отцы спились или сбежали. Досиживают третий срок за поножовщину в пьяном виде. Умерли под забором. Их матери толсты, горласты и в засаленных цветастых халатах. Выходят в тапочках на улицу – посидеть на лавке. Наворачивают столовыми ложками оливье. Дома – ковры, покусанные молью, да кадка соленых огурцов из деревни. Девушки – одутловаты и плаксивы. Предпочитают леопардовый принт и селфи на фоне все того же ковра. Мечтают «про любовь», носят хищный маникюр на обломанных и обкусанных ноготках. Жизнь – безнадежный морок на фоне ржавых гаражей и протекающих стен. А кому-то весело. Например, кумир офисных денди Сергей Шнуров создал ироничную песню «Вип», на базе которой был снят очень талантливый, сочный видеосюжет, больше напоминающий короткометражку. В кадре – небольшой городок или затрапезный район мегаполиса. С барахолкой и хрущобами. Тотальная безнадега. О чем речь? Отношения-сношения гопника и смазливой девочки из разряда «простолюдинка-на-гламуре». Агрессивно-жалкие недосапиенсы копошатся в грязи и бедности. У них нет выбора. И – выхода. Кому-то смешно. Зверушки в цирке! Наверное, можно подхихикивать над этим, глядя на мир из окна шикарного авто – по цене той самой хрущобы... До поры до времени.

Закономерный вопрос: те медиабоссы, что популяризируют, внедряют сериалы про бандитов и песни о зоне, сами-то их вкушают? А своим детям – позволяют наигрывать «Мурок» на импортном пианино? Или «низовой жанр» – для быдла, а себе – билет на балет? Себе – разговор о Берроузе и Паланике, а «биомусору» – песни про Владимирский Централ? Они верят, что смогут отгородиться в своих элит-курятниках на Пречистенке или за высокими заборами рублевских вилл? Посеешь ветер – пожнешь бурю. Выливаешь в эфир помойку – захлебнешься в ней сам. Гадишь в Ноосферу – получишь сдачи. Но почему-то не все это понимают. Год назад жители престижного обиталища близ Патриарших прудов решили возмутиться: они дружно высказались в «защиту тишины» под своими окнами. Мол, надоела «саранча из Бирюлево», которая, видите ли, наезжает гулять под господскими окнами. Мы тут под музыку Вивальди думу думаем, а оно там шевелится да звуки хамские производит. Истерично вещалось о «социальной однородности» прудо-жителей и невозможности существовать рядом с гуляющим плебсом. Это откровение возмутило, помнится, всех – и патриотов, и либералов, ибо содержало неэтичный посыл. Однако социал-дарвинистские замашки всяких рестораторов и декораторов – полбеды. Вся эта «конкретная братва» взрывоопасна и жестока. Ее такой воспитали. Состряпали. Слепили. Ей дали возможность не развиваться. Она – братва – очень выгодна и удобна, даже смешна, пока сохраняется относительная стабильность. Но не дай Бог, что случится – и мы все, и правые, и левые, напоремся на острое, дикое «лезвие братвы».

Галина ИВАНКИНА
zavtra.ru
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Архив новостей

Август 2017 (20)
Июль 2017 (14)
Июнь 2017 (15)
Май 2017 (17)
Апрель 2017 (24)
Март 2017 (33)
^