» » ГОЛУБОГЛАЗЫЙ ВЕЛИКАН
Информация к новости
  • Просмотров: 714
  • Автор: kprf
  • Дата: 15-05-2017, 14:00
15-05-2017, 14:00

ГОЛУБОГЛАЗЫЙ ВЕЛИКАН

Категория: Информация

Именем легендарного советского летчика-истребителя Вадима Фадеева была названа улица в Самаре (Куйбышеве). Многие теперь уже не помнят, кто же этот человек, чье имя навеки вписано в историю славы советских Вооруженных Сил. Герой СССР, приближавший день победы и отдавший жизнь за нашу победу.Вадим Иванович Фадеев родился 25 декабря 1917 года в селе Федькино ныне Тереньгульского района Ульяновской области в семье учителей. Жил в Куйбышеве, где окончил 3 курса строительного института и аэроклуб, где после работал инструктором. В 1940 году окончил Чкаловскую военно-авиационную школу пилотов. В августе 1941 года попал в действующую часть. Вадим был хорошо образован, начитан, прекрасно пел, очень красив – блондин с голубыми глазами почти 2-метрового роста. По свидетельствам современников, он был веселым и общительным, хорошо играл на гитаре, читал стихи. Ради шутки он отрастил себе длинную бороду, за что получил свой позывной «Борода». На фронте ему выписали персональный двойной паек. Георгий Голубев, служивший в одном полку с В.И. Фадеевым, так описывает случай с продовольственными аттестатами:
Так вот он какой! – поневоле воскликнул я, поняв, что позывной радиосвязи «Борода» имеет непосредственное отношение к этому легендарному летчику, чья фамилия, наряду с такими, как Покрышкин, Глинка, Горбунов, Кудря, Речкалов, не сходила со страниц фронтовых газет. Читая их, мы восхищались героизмом, отвагой и мужеством этих закаленных в боях крылатых воинов, мастерски уничтожавших хваленых фашистских асов.
Время было обеденное. Мы подготовили свои самолеты к вылету и пошли в столовую, сели за столик, стоявший в правом углу, дожидаемся официантки. Вдруг распахнулась дверь, и в зал буквально ввалилась группа летчиков во главе с Фадеевым.
– Девушка-душечка, где прикажете сесть? – спросил весело Фадеев спешившую к нам официантку и, не дожидаясь ответа, сел за соседний столик. Боевые друзья последовали примеру старшего лейтенанта. Фадеев, расчесав аккуратно подстриженную густую бороду, полуобернулся к официантке, принимавшей у нас заказ, и попросил:
– Надо моих ребятишек быстренько накормить, а то нас неотложные дела на фронте ждут. Пока мы здесь, там уже «мессеры», наверное, разгулялись...
– А продаттестаты у вас есть? – спросила официантка.
– Помилуй бог, да как же без аттестатов! – ответил Фадеев.
Пока девушка разыскивала начпрода, Фадеев собрал у своих «ребятишек» аттестаты и сложил их стопочкой. Оживленный разговор возобновился. Фадеев читал стихи, комментировал их. Летчики дружно смеялись. Не удержались и мы.
А вот и начпрод – капитан с интендантскими эмблемами. Он подошел, поздоровался, взял аттестаты, пересчитал их раз, другой.
– А где же девятый человек? – удивленно спросил капитан Фадеева.
– Это я! – улыбнулся тот в ответ.
Оказывается, продовольственный аттестат Фадееву был выдан на... двух человек. Так и написано было: «старший лейтенант Фадеев и с ним один человек». В виде исключения ему полагался двойной паек.
Еще раз взглянув на Фадеева, на его могучую фигуру, капитан улыбнулся и сказал:
– Теперь все ясно!
Первую боевую награду Фадеев получил в пехоте, и случилось это так:
27 ноября 1941 года летчик 446-го смешанного авиаполка Фадеев в районе села Большие Салы к северо-западу от Ростова во время нанесения атаки на позиции врага был сбит зенитным огнем. Смог дотянуть до своих позиций, добился встречи с командиром дивизии, доложил ему о замеченных силах немцев и настоял на нанесении ударов по ним. В боевых порядках пехоты лично участвовал в успешной атаке на высоту «Пять братьев». За инициативу, находчивость, мужество и героизм по представлению командования наземными войсками старший сержант Вадим Фадеев был награжден орденом Красного Знамени. Тогда же ему было присвоено внеочередное воинское звание «лейтенант».
В книге «Человек из легенды» В.И. Погребного приводится такой рассказ старого солдата об этом эпизоде:
Поздней осенью 1941 года 2-й день сражались наши пехотинцы за небольшой курган – «Пять братьев», каких много на юге, и никак не могли выбить закрепившихся там фашистов. И вдруг над немецкими окопами летит наш истребитель, очень низко, бесшумно, с остановившимся винтом. Фашисты стреляют по нему из винтовок, из автоматов, такую трескотню подняли, хоть уши затыкай, а его и пули не берут. И садится он на мерзлую изрытую минами и снарядами землю, садится в 300 метрах от передовой, спокойно, как на ровном месте.
Из маленького самолета выскакивает огромного роста летчик – как он только помещался в нем – и бежит к своим, в окопы. Вокруг пули жужжат с присвистом, штуки 3 мины упали, осколками пропели, и ничем не задело его. Как тут не вспомнить: «Смелого пуля боится...» Вскакивает он в окоп, весь проход закрыл богатырской фигурой, улыбается.
Знаю вашу беду, братцы, – говорит летчик. – Где командир? Ведите.
Показал командиру по карте, откуда минометы бьют, где бронемашины находятся, в каких местах пехоты больше. Заговорила наша артиллерия. Выскочил из командирского блиндажа летчик, в руках автомат держит, крикнул своим могучим голосом:
– Вперед, за Родину!
И побежал к кургану, овеянному старыми легендами и славой пяти братьев, погибших там много веков назад, но не давших врагу продвинуться по земле русской. Поднялась красная пехота, пошла в атаку. Каждый старается великана догнать, вперед вырваться. А он на ходу одних в обход высоты посылает, других увлекает за собой...
– Ура-a-a ! – катится над курганом.
– Взяли мы курган «Пять братьев», разбили минометные батареи, несколько броневиков уничтожили, а 2 целыми захватили, много фашистов полегло там, немало и в плен взяли, – закончил старый солдат свой рассказ. – А о великане том больше ничего не знаю. Говорили, сдал самолет под охрану и ушел своей дорогой...
Таков рассказ старого солдата. И он оказался правдой. Тот великан был летчик-истребитель 446-го смешанного авиаполка сержант Фадеев Вадим Иванович – воспитанник Куйбышевского аэроклуба.
В 1943 году после ранения и из-за конфликта с командиром полка Фадеев был переведен в тыл. После этого он попал в 16-й гвардейский истребительный полк к А.И. Покрышкину, где стал командиром эскадрильи. Проявил себя не только как сильный воздушный боец, но и как грамотный, изобретательный тактик:
В работе по совершенствованию тактики истребителей и ее внедрению в обучение очень большой вклад внес Вадим Фадеев. Этот безгранично храбрый человек, большого роста и атлетического сложения, с характером волжского бунтаря, с восторгом воспринимал все новое в тактических приемах, активно внедрял их в обучение.
К концу апреля 1943 года капитан Фадеев совершил 394 боевых вылета, провел 43 воздушных боя и лично сбил 17 самолетов противника + 3 в группе. Итог – 20 сбитых самолетов противника.
Незадолго до гибели были направлены документы на присвоение ему звания Героя Советского Союза.
5 мая 1943 года, выполняя задание на прикрытие своих войск в районе станицы Крымской, на самолете P-39 оторвался от звена Александра Покрышкина и был замечен группой Ме-109. Пара рассыпалась, и завязался бой. Фадеев был ранен и потянул домой. Его ведомый, Андрей Труд, не мог оторваться от Ме-109 и не смог обеспечить прикрытие ведущего. Фадеев смог посадить самолет в плавнях реки Адагум, но скончался от потери крови. Его тело нашли только 11 июля.
24 мая 1943 года указом Президиума Верховного Совета СССР за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте и проявленные при этом отвагу и геройство гвардии капитану Фадееву Вадиму Ивановичу было присвоено звание Героя Советского Союза посмертно.
Правда, Георгий Голубев в своей книге «В паре с Сотым» описывает этот случай несколько по-другому:
Помню, 5 мая 1943 года шестерка истребителей, ведомая Фадеевым, ушла на боевое задание. На стартовой радиостанции слышу знакомые голоса. Узнаю густой баритон Вадима. По нарастающему оживлению, по тону нетрудно понять, что бой идет жестокий, напряженный. Но вот мы забеспокоились: голоса Фадеева что-то долго не слышно. Все, кто был на командном пункте, собрались у динамика, нервничают.
Что же произошло?
Фашистские летчики давно уже охотились за советским асом. Они ловили в эфире позывной «Борода» – знали уже, кто это. И устроили хитроумную западню.
Перехватив радиообмен и узнав, что «Борода» идет с группой к линии фронта, гитлеровцы выпустили группу своих лучших истребителей с заранее разработанным планом.
Когда шестерка Фадеева подошла к линии фронта, навстречу ей противник навел восьмерку «мессеров». Пара «мессершмиттов» на большой скорости пошла со снижением перед носом фадеевского истребителя. Вторая пара оттянулась, а четверка зависла над нашими самолетами.
Увидев впереди врага, Фадеев пошел в атаку, но сближение с противником, шедшим на большой скорости, заняло много времени. Заметив, что Фадеев увлекся атакой, верхняя четверка «мессеров» сама перешла в атаку с пикирования – и все четыре «мессера» буквально залпом ударили по советскому истребителю. Осколком разорвавшегося в самолете снаряда Фадеев был ранен в бок.
Мотор истребителя стал давать перебои. Надо садиться. Но куда? Кругом плавни. А тут еще это ранение!..
Подбитый истребитель снижается. Все ближе, ближе к сплошным зарослям камыша...
При посадке Фадеев, очевидно, ударился головой о приборную доску и потерял сознание.
Крылатый богатырь истекал кровью, и никто ничем не мог ему помочь.
Его долго ждали в полку. Но Вадим не возвратился.
24 мая 1943 года указом Президиума Верховного Совета СССР за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте и проявленные при этом отвагу и геройство гвардии капитану Фадееву Вадиму Ивановичу было присвоено звание Героя Советского Союза посмертно.
О том, насколько смелым, даже рисковым человеком был Вадим Фадеев, говорит такой вот случай.
«Вскоре после этого боя Фадеев уже на другом самолете вылетел вместе с командиром звена А.Я. Новиковым на разведку. Им предстояло пройти по маршруту Славянск – Краматорская – Константиновская – Артемовск. В районе шахты 32-33-бис противник открыл по нашим истребителям сильный зенитный огонь. Однако советские летчики, умело маневрируя, проскочили через огненную завесу. И тут ведомый Новикова заметил скачущего всадника. Снизившись, Фадеев установил, что это фашист, и скорее всего связной, который спешит доставить в штаб важное донесение. Не желая расходовать патроны, которые предназначались для боя, летчик зарубил всадника винтом самолета.
Я хорошо знал Вадима Ивановича Фадеева. Это был высокий, стройный парень, с пышной шевелюрой и аккуратно подстриженной бородкой. Добрый, отзывчивый, он пользовался у однополчан уважением и авторитетом. Воевал он смело, даже рискованно...»
Командующий 4-й Воздушной армией Главный маршал авиации К.А. Вершинин
Похоронен в центральном парке села Киевское Крымского района Краснодарского края.
Награжден орденом Ленина, двумя орденами Красного Знамени, в его честь названы улицы в городах Самара и Севастополь и в селе Киевском.
Иван СЕТЕВОЙ
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Архив новостей

Апрель 2024 (5)
Март 2024 (6)
Февраль 2024 (4)
Январь 2024 (6)
Декабрь 2023 (6)
Ноябрь 2023 (5)
^