Скандал в Самарском театре: артисты рассказали депутатам о миллионных гонорарах руководства и упадке творчества
В распоряжении "СитиТрафика" оказалась копия анонимного письма работников самарского театра оперы и балета, которые просят главу думского комитета по культуре Александра Милеева провести проверку в их театре.
Среди адресатов также значатся министр культуры Самарской области и председатель областной Общественной палаты.
Как уже сообщал "СитиТрафик", это обращение было рассмотрено на прошедшем заседании комитета по культуре СГД, во время которого произошла полемика между Александром Милеевым и министром культуры Сергеем Филипповым, настаивавшего на том, что анонимки не заслуживают рассмотрения.
Мы приводим фрагменты из текста данного обращения.
"Написать это письмо нас вынудила обстановка, сложившаяся в Самарском академическом театре оперы и балета. Примерно б лет назад закончилась масштабная, с огромными финансовыми затратами, реконструкция Самарского театра оперы и балета. Конечно, было много недоработок и ошибок, однако по своему техническому наполнению театр вышел на передовые позиции в РФ. В стране существует четыре федеральных театра оперы и балета - это в Москве, Санкт- Петербурге, Новосибирске и Екатеринбурге. Фактически после таких глобальных преобразований в театре Самара могла бы встать в один ряд с ними, даже опередив по некоторым позициям. Но для этого необходимо было еще и творческое наполнение, а значит, кадровые изменения и, безусловно, грамотное руководство. К сожалению этого не произошло", - пишут работники театра.
"Многие театральные деятели страны отмечают падение профессионального уровня труппы по сравнению с предыдущими годами. Если не учитывать заказные проплаченные СМИ, то нет практически ни одного положительного профессионального отзыва или рецензии о работе театра. Даже творческие люди, приезжающие по приглашению на выступление или постановку и говорящие на камеру теплые слова о театре, затем, в кулуарах, отказываются от них",- заявляют авторы письма.
"В театре полностью отсутствует какая -либо программа развития, нет реальной программы продвижения культуры, нет реальной работы со зрителем, с молодежью, со школами и вузами и т.д., а то, что числится официально, есть только на бумаге. Из большого репертуарного списка спектаклей в прокате находится фактически не более 20-30%, остальные либо забыты, либо их надо восстанавливать заново. Не говоря о том, что это просто обман и учредителя и зрителей, это приводит к падению уровня театра, а скудость репертуара к падению интереса зрителей и, соответственно, продажи билетов. Известно, что более востребованы балетные спектакли, так вот при официальном репертуарном списке в 22 балетных спектакля в сентябре будет прокатано 3 спектакля, в октябре 7, а в ноябре 5, при этом полноценных балетов (без концертов и детских одноактных) всего по 3 в каждом месяце",- говорится в обращении.
По словам обратившихся, для того чтобы сделать "красивый" отчет и показать заполняемость зала, отдел продаж распространяет билеты по крайне низкой цене, либо бесплатно, билеты уцениваются и пробиваются в отделе продаж, а потом уничтожаются. Возможным источником финансирования покупки билетов у самих себя является проведение на коммерческой основе фотосессий, аренда биноклей, проведение мероприятий партнеров (например, 10.07.2016 квест ВТБ24) и др. В театре создано большое количество различных служб и отделов, зачастую ненужных, при полном отсутствии продуктивной и эффективной работы. Так, например, существует должность "менеджер по работе с попечительским советом", хотя самого совета у театра нет.
По словам авторов письма, художественное руководство делят между собой директор, главный режиссер и главный дирижер, каждый из которых преследует свои цели, и при этом никто не желает нести ответственность за свои решения.
"Генеральный директор стремится удержать власть, оставаясь на финансовых потоках и художественном руководстве. Главный режиссер реализовывает свои проекты, которые не пользуются популярностью у самарской публики, занимается исключительно новыми постановками, не занимаясь труппой, репетиционной деятельностью и вводами новых исполнителей, хотя и получает в театре зарплату, не пренебрегает гонорарами за постановки",- возмущаются театралы.
Так, по их словам, только за постановки двух опер (закупка 1V д 0342200043815000018, 0342200043815000073), концерта (N2 0342200043814000111), даже не вошедшего в репертуар, и детской одноактной оперы (Nд 0342200043816000008), генеральным режиссером было получено 1 697 000 рублей.
Авторы письма также говорят о том, что к постановкам регулярно привлекаются приглашенные артисты с гонорарами в сотни тысяч рублей, тогда как в театре для некоторых спектаклей имеется даже двойной состав своих исполнителей. Кроме того, в балетную труппу, по их словам, набираются исключительно выпускники Пермского училища, для которых в театре создаются особые условия, что порождает постоянный конфликт в труппе.
"В результате отсутствия реального художественного руководства к концу 85 сезона "посыпались" труппы оперы, хора и балета. Мы живем в нашем городе, очень радуемся тем переменам, которые продвигает наш губернатор, и очень хотим, чтобы взор руководства нашей области был обращен на культуру. Мы не подписываемся, т. к. просто боимся потерять работу в наше непростое время", - завершают свое письмо работники театра.