На АвтоВАЗе продолжают сокращать сотрудников
По информации «Парка Гагарина», в последние несколько недель руководителям ряда подразделений АвтоВАЗа предложено форсировать процесс «приведения штатной численности» в соответствие с производственной программой автозавода, а иными словами сократить численность персонала. Потерять работу таким образом рискуют до 10 тыс. сотрудников. Вопреки обещаниям руководства, «под нож» попадут не только кадры категории РСиС, но и рабочие.
Эту информацию «Парку Гагарина» подтвердили сразу два источника, близких к менеджменту АвтоВАЗа. Очередные сокращение вызваны как падением автомобильного рынка, так и реструктуризацией подразделений предприятия, рассказал один из собеседников. «Никакой официальный приказ по заводу не появлялся, разнарядки на составление списков «лишних людей» даются руководителям производств, план по сокращениям у многих достигает 20-25%».
«Единого механизма сокращения этих людей нет. – добавляет другой источник «Парка Гагарина». – Кому-то предлагают «парашют» в два-три оклада, кому-то перевод на низкооплачиваемую работу на заводе. Если человек отказывается категорически – стараются «докопаться», уволить по статье. Сроки составления и подачи списков разные, в основном это один-два месяца».
Оба источника при этом подтвердили, что сокращения коснуться не только руководителей, специалистов и служащих (РСиС), но и рабочих. Соотношение первых и вторых, по задумке руководства, должно достигнуть примерного соотношения 1:10, пояснили собеседники «Парка Гагарина».
О продолжающихся сокращениях знает и лидер независимого профсоюза «Единство» Петр Золотарев. По его словам, такой механизм сокращения штатной численности руководство завода избрало вынужденно, после публично данных обещаний свернуть программу сокращений в 2015 году. «Нам известно, что увольнения сейчас регулируются внутренними документами в подразделениях завода, и официально никто о сокращениях не объявляет. Дав обещания не увольнять людей в этом году, Андерссон (президент АвтоВАЗа) был вынужден пойти на такую хитрость. Но по факту это только вопрос юридической терминологии – «сократить» или «привести численность в соответствие...». Для сотрудников на деле это означает одно и то же – потерю работы», – объясняет профсоюзный лидер.
На вопрос об общем количестве сокращаемых Петр Золотарев затруднился ответить: «Все замалчивается, никаких приказов нет, уведомлений сотрудники не получают». Источник «Парка Гагарина» также не смог назвать цифры по заводу, но предположил, что в течение ближайших месяцев предприятие могут покинуть до 10 тыс. человек, что примерно соответствует 20% от текущей штатной численности.
Напомним, в прошлом году АвтоВАЗ открыто проводил массовые сокращения персонала. Сотрудникам, добровольно согласившимся написать заявления «по собственному», предлагались компенсационные выплаты в размере до пяти средних окладов. Штатная численность таким образом была доведена примерно до 52 тыс. человек (с 64 тыс. в I квартале 2014 года).
В конце прошлого года президент компании Бу Андерссон публично заверял, что в 2015 году АвтоВАЗ не планирует проводить массовых сокращений рабочих, завод расстанется только с 1,1 тыс управленцев. Такие заверения, в частности, звучали в ходе его встречи с губернатором Николаем Меркушкиным и на встрече с трудовым коллективом завода в ледовом дворце «Лада-Арена».
Очевидно, что жесткие кадровые решения отчасти продиктованы крайне неблагоприятной экономической конъюнктурой и резким сокращением автомобильного рынка. По данным Ассоциации европейского бизнеса, в апреле продажи LADA упали на 29% относительно апреля прошлого года, в мае – на 33%, до 22800 автомобилей.
Владимир Мартыщенко