Лифт послушно отсчитает этажи?
Около 1200 тысячи лифтов в Самаре
требуют срочной замены, сообщают
«Самарские известия». Реалии
таковы, что пришло время задуматься о
масштабе бедствия, которое может настичь
все крупные города губернии уже в
ближайшее время.
Любой специалист, работающий с лифтовым
оборудованием, скажет: срок работы этого
механизма примерно 25 лет. При условии
его нормального качества и правильной
эксплуатации экспертная организация
трижды может продлить работу грузоподъемника
на 3 года. Т.е. всего на 9 лет. Итого, лифт
способен служить 34 года. По истечении
этого срока его эксплуатация считается
опасной. Таким образом все лифты в
Самаре, которые смонтированы не позднее
1980 г. (их примерно 1200 единиц), желательно
менять уже сейчас. И каждый год, как
заверяют специалисты, к этой цифре
прибавляется примерно 100-200 лифтов.
Несложно подсчитать, что для замены
нужно около 4 млрд на ближайшие 3-5 лет.
Сразу оговоримся: если лифт отслужил
свои законные 34 года, не стоит сразу
бить тревогу. Специалисты уверяют, что
механизм может работать и полвека, если
за ним правильно ухаживать. Ежемесячно
подъемник должен осматривать механик
и делать текущий ремонт. Но тут мы тоже
сталкиваемся с проблемами. Во-первых,
отдельные части подъемника, которые
наиболее подвержены износу, могут дорого
обойтись его владельцам. Быстрее всего
снашиваются все движущие механизмы:
лебедки, редукторы, двигатели. А замена
одного двигателя обойдется в сумму от
60 до 100 тыс руб в зависимости от
грузоподъемности лифта. Во-вторых, не
все детали старого подъемника сегодня
можно заменить, как отмечает гендиректор
ОАО «Лифтэлектросервис» (г. Тольятти)
М.Васильев:
- К примеру, реле. Модели
лифтов прошлого века работают на релейной
системе управления, которую попросту
перестали выпускать. Допустим, лифт
70-го года, который ездит на «релейке»,
остановился. Пока нам удается найти
похожие запчасти, но склады не бесконечны.
Купить старые платы нигде, самим спаять
- тоже. Скоро эта проблема станет
повсеместной.
А теперь самое неприятное.
Когда ремонт, покупка отдельных деталей
и содержание лифта становится
обременительным, его собственники в
лице УК или ТСЖ нередко прибегают к
режиму экономии. Зачем ремонтировать
лифт, который дышит на ладан, когда можно
договориться с экспертной организацией?
Иными словами, купить заключение о том,
что старый лифт еще можно эксплуатировать.
А жильцам, заходя в такой лифт, остается
только молиться.
Несколько лет назад лифты в жилых
домах находились под надзором
Ростехнадзора. Ведомство хоть как-то
контролировало деятельность лифтовых
организаций. Теперь же любой, кто хоть
немного разбирается в работе
грузоподъемников, может создать
собственную фирму и заняться их
обслуживанием. По подсчетам экспертов,
большинство юрлиц на рынке такого рода
услуг сегодня составляют компании типа
«Рога и копыта».
Привлекая собственников
лифтов низкими ценами... Проходит
год-другой, и с ними разрывают договор,
потому что фактически лифт не обслуживается
(хорошо, если за это время не произойдет
ничего катастрофического). Помимо работы
механика комплексное обслуживание
подъемника включает в себя диспетчеризацию
и «аварийку». Как правило, в шарашкиных
конторах нет ни того, ни другого.
Примерно
в 20% домах Самары отсутствует связь с
диспетчером. Самый проблемный район —
Кировский. В Сызрани эта система не
работает вообще.
И даже если в критический
момент у вас окажется мобильный телефон,
никто не ручается, что вы дозвонитесь
до диспетчера. Связь в шахте лифта
оставляет желать лучшего. Если лифт
обслуживает серьезная компания, вас
должны вызволить из плена в течение 30
минут. Если нет — приготовьтесь, что
вместо команды спасателей к вам явится
какой-нибудь дядя Боря. А может, и не
явится. Это как повезет.