Рост тарифов в Самарской области
С 1 июля 2013 г. по всей стране произошел очередной скачок тарифов ЖКХ. В среднем по России цены на электроэнергетику, тепло-, газо- и водоснабжение поднялись на 12-15%. Также выросли и акцизы на бензин. Ставки акцизов на автомобильный бензин и дизельное топливо 4-5 классов с 1 июля 2013 г. в среднем поднялись на 6%. Это обернется подорожанием топлива примерно на 15-20 коп. за литр. Не миновал рост тарифов на коммунальные услуги и Самарскую область.
Скачок тарифов абсолютно во всех сферах ЖКХ на официальном сайте правительства Самарской области назвали «умеренным ростом». «С 1 июля в губернии рост платы граждан в среднем не превысит 12% (за исключением случаев преобладания в структуре совокупного платежа платы за услуги по электроснабжению и газоснабжению, в таких случаях прирост оплаты допустим до 15%, в соответствии с предписаниями федерального центра)» - сообщает сайт облправительства. Необходимо отметить, что тарифы на тепловую энергию, водоснабжение и водоотведение, электроэнергию, газ и нормативы потребления коммунальных услуг устанавливаются именно региональными властями (Министерство энергетики и ЖКХ Самарской области). И сдерживать их рост областное руководство не стало. С 1 июля 2013 г. одноставочный тариф на электроэнергию для городского населения Самарской области был увеличен с 2,69 до 3,05 руб. за кВт/ч (рост составил 11,8%), для сельского населения –с 1,88 до 2,14 руб. за кВт/ч (рост 12,1%).
Аналогичным образом выросли и цены на газ. С 1 июля стоимость природного газа, реализуемого населению области по приборам учета, выросла с 3,2. до 3,68 руб. за 1 куб. м. (рост 13%). Для граждан, не пользующимися счетчиками, стоимость 1 куб. м. газа с 1 июля увеличена с 6,19 до 6,93 руб. Исходя из того, что на территории Самарской области норматив потребления газа в квартирах, не оборудованных газовым счетчиком, составляет 13 куб. м. на человека, теперь за каждого жителя такого помещения будет взиматься не 80,47 руб., как ранее, а 90,09 руб. (рост 10,7%).
Что же касается тарифов в сфере теплоснабжения, холодного и горячего водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, то их правительство устанавливает отдельно для каждой ресурсоснабжающей организации. Поэтому даже на территории одного муниципального образования цены на услуги тепло - и водоснабжения могут отличаться. Это зависит от того, в ведении какой организации находится тот или иной жилой объект. К примеру, ставка по оплате услуг ОАО «ВоТГК» за горячее водоснабжение с 1 чел. в мес. с 1 июля выросла с 316,23. до 347,04 руб. Ставка ЗАО «ПТС» за эту же услугу с 1 чел. в мес. с 1 июля увеличилась с 362,18 до 401,03 руб. У ЗАО «СУТЭК» стоимость горячего водоснабжения с 1 чел. в мес. подорожала с 378,4 до 432,36 руб.
Тарифы за горячее водоснабжение по приборам учета у указанных организаций также были увеличены. Плата по счетчику за горячую воду у ОАО «ВоТГК» возросла с 87,84 до 96,4 руб. на 1 тн., у ЗАО «ПТС» - с 100,6 до 111,4 руб., у ЗАО «СУТЭК» - с 105,11 до 120,1 руб.
Другой пример. Повысились тарифы у взявших в концессию хозяйство «Водоканала» ООО «Самарские коммунальные системы», которые входят в бизнес-группу В.Вексельберга. У ООО «СКС» стоимость оплаты за холодное водоснабжение в домах, оборудованных водонагревателем возросла с 195,6 до 219,11 руб. на чел. У ЗАО «СУТЭК» также поднялись расценки на аналогичную услугу – с 211,42 до 239,79 руб. на чел.
Муниципальные органы власти также решили не отставать, поднимая стоимость квартпалты. Так, по решению администрации г.о. Самара, с 1 июля повышены тарифы на содержание и ремонт жилья. Стоимость этих услуг за один кв. м. для жилых домов со всеми удобствами (включая лифт и мусоропроводы) увеличена с 20,28 до 21,54 руб. За содержание и ремонт квартир жителям, проживающим в домах без лифта и мусоропровада, плата за 1 кв. м. общей площади была увеличена с 17,12 до 18,18 руб.
Такой «умеренный рост» тарифов однозначно бьет в первую очередь по малообеспеченным слоям населения, которые и без этого еле сводят концы с концами. По мнению экспертов, повышение тарифов «по всему фронту» увеличит расходы на услуги ЖКХ обычной семьи из 3-4 человек на 1200-1500 руб.
Андрей НЕРЕТИН, обозреватель «ТС»
А в это время
С 1 июля 2013 г. в Самаре была повышена стоимость проезда в общественном транспорте. Цена разового билета в муниципальном транспорте возросла с 18 до 20 руб. Стоимость проезда по транспортной карте увеличена с 15 до 17,5 руб. – для граждан, а для школьников – с 8 до 10 руб. Была повышена стоимость и безлимитных карт для школьников и студентов. Стоимость школьной «сезонки» возросла с 350 до 400 руб., а студенческой – с 450 до 500 руб.
Стоит отметить, что стоимость проезда была повышена «тихой сапой», без какого-либо информирования об этом граждан на официальном сайте администрации г.о. Самара. О предстоящем повышении было упомянуто на состоявшемся недавно «круглом столе», сообщения о котором попали на отдельные новостные сайты и в печатный орган горадминистрации – «Самарскую газету». Один из руководителей департамента транспорта горадминистрации объяснил, что повышение цен за проезд связано с необходимостью оплаты услуги по обязательному страхованию пассажиров. Однако это по всей видимости одна из причин, и, скорее всего, не самая главная. Не исключено, что столь внезапное повышение стоимости проезда в общественном транспорте связано и с увеличением транспортного налога на 15%. Увеличение транспортного налога для юридических и физических лиц произошло с подачи губернатора Самарской области Н.И. Меркушкина и нашло отражение в поправках к закону Самарской области «О трансопртном налоге», которые были приняты в ноябре прошлого года. Известно, что транспортным налогом облагаются и муниципальные перевозчики. В связи с этим редакция газеты «Трудовая Самара» уже тогда спрогнозировала, что увеличение транспортного налога приведет в конечном итоге к росту цен за проезд в общественном транспорте (См. «ТС» №37-38 (758-759) от 20.11.12). Повышение сбора транспортного налога произошло с 2013 г. Поэтому не стоит удивляться, что в этом году были так «внезапно» повышены и цены на проезд. Ввиду увеличения транспортного налога такой сценарий был вполне предсказуем.
Таким образом, самарский транспорт вошел в число самых дорогих в Приволжском федеральном округе вместе со столицей ПФО - Нижним Новгородом, где проезд в муниципальных автобусах, трамваях и метро тоже стоит 20 руб. Интересно, а в других областных центрах ПФО, где почти повсеместно стоимость проезда сейчас ниже, людей какие-то марсиане, что ли развозят? В Перми, например, стоимость поездки - от 13 руб., Саранске и Ульяновске - от 12-ти. Особая ситуация в Казани, о чем на днях прозвучало на ГТРК Самара. Там частников заставили приобрести большие автобусы, убрали с улиц «Газели» и установили единую для всех стоимость проезда - 19 руб. Хочешь - работай на таких условиях. Не нравится - ликвидируй бизнес. Риторический вопрос: не оттого ли мы – лидеры в транспортных поборах, что самарские частники закладывают в тарифы слишком большую прибыль? Например, лишь единицы из них работают по системе транспортных карт, предоставляя скидку пассажирам.
Андрей НЕРЕТИН, Андрей МАРКОВ