Родом из лихих 90-х...
27 марта были подведены итоги праймериз «Единой России» по определению своего кандидата для участия в дополнительных выборах в СГД по Отрадненскому избирательному округу. Победителем стал председатель совета директоров ГК «РОСБИ» Н.Л.Сомов. По просьбам читателей редакция «ТС» решила поведать об этом персонаже, в деятельности которого можно отметить ряд неоднозначных моментов, требующих дополнительного осмысления и понимания.
В Отрадном он хорошо известен как владелец многопрофильного бизнеса, в который входят предприятия от производств мучных, хлебобулочных изделий и полуфабрикатов до автосервисов. Здесь это крупнейший бизнесмен, один из монополистов на рынке продтоваров. Однако стоит приглядеться к методам, какие исповедует этот бизнесмен в своем деле и в отношениях с конкурентами... Как сообщает журнал «Деловой Квартал», первые успехи на коммерческом поприще Н.Л. Сомову пришли, когда он «с друзьями» в начале 90-х стал заниматься перегоном новых моделей «Жигулей» с ВАЗа на Урал и в Казахстан. Занятие таким родом деятельности в то время было смертельно опасно: автозавод и дилерские фирмы тогда находились под контролем преступного сообщества. С 1992 г. отгрузка автомобилей с конвейеров ВАЗа полностью контролировалась «бригадами» Рузляева («Дима Большой») и Вдовина («Напарник»). К слову, «Напарник» имеет непосредственное отношение к созданию широко известной группы компаний СОК. По некоторым данным, им в качестве разных «выкупов» прямо с конвейера уходила десятая часть всех выпущенных автомобилей. Бандиты фактически задаром получали новенькие «Жигули». Этот бизнес приносил баснословную прибыль и в 90-х в Тольятти разгорались криминальные войны с настоящими боями на улицах города и у проходных завода. Понятно, что в таких условиях Н.Л. Сомову никто бы не дал не то, что «самостоятельно» заниматься перегоном, но и к проходной бы не подпустили. Кто же были его «друзья», с которыми он занимался перегоном «Жигулей» с завода, история, как говорится, умалчивает. Поэтому о «напарниках» Н.Л. Сомова в этом непростом деле мы можем только догадываться. Как следует из множества уголовных дел, ОПГ часто вели свой «бизнес» под прикрытием силовых структур – без этого они просто не выжили бы. На это следует обратить особое внимание – пригодится для понимания и осмысления сверхлояльного отношения правоохранительных органов к нашему герою.
Так или иначе, но перегон вазовских автомобилей в коммерческой деятельности Н.Л. Сомова позволил ему, говоря по Марксу, накопить первоначальный капитал. С 1993 по 1997 г.г. Н.Л. Сомов вел свой бизнес исключительно как «индивидуальный предприниматель», осваивая новые направления. И только в 1997 г. в Отрадном, где обосновался с 1994 г., учредил ЗАО «РОСБИ», путь которого начинался с автомастерской и небольшой пекарни. Обратим внимание, что практически сразу же, в 1998 г., Н.Л. Сомов создал частную охранную организацию –«ЧОО «555». Ни для кого не секрет, что часто ЧОПы создаются при наличии тесных связей в силовых структурах, откуда черпаются кадры. В 2003 г. Сомов при помощи сотрудников «555» получил контроль над ЗАО «Хлеб», что нашло отражение в прессе. «17 июля в 6 утра охранники фирмы «555» (Н.Сомов в ее соучредителях) в камуфляже и при оружии вышвырнули за проходную заводских сторожей, — писали «АиФ в Самаре» в №32 от 6 августа 2003 г. — Фээсбэшники терроризма в деятельности ЧОП «555» и ЗАО «РОСБИ» не углядели. Милиция сослалась на указание сверху не встревать в «трудовые» споры».
Такая позиция правоохранительных органов в свете предыдущих фактов из биографии Н.Л. Сомова уже не кажется удивительной. И обратим внимание - методы в лучших традициях «лихих 90-х», не правда ли?
Шли годы, группа «РОСБИ» крепла, но и выросли и окрепли конкуренты. С одними из них у Н.Л. Сомова разгорелась настоящая война. А уж «криминальная» она была или нет – делайте выводы сами. Началось все с того, что близкая бизнесмену В.Муратову фирма с разрешения горадминистрации Отрадного приобрела земельный участок по адресу ул. Нефтяников, 90 для строительства ТЦ «Атмосфера». Но поблизости уже находился ТЦ «Эконом», построенный «РОСБИ». Уже на этапе строительства у ТЦ «Атмосфера» появились проблемы. 5 июля 2010 г. в думу Отрадного от подконтрольной Муратову фирмы поступила жалоба на действия депутата Н.Нечаева, который является директором ООО «Самторг» (входит в ГК «РОСБИ»). «Этот депутат в пятницу, 2.06.2010 г., примерно в 16 часов с двадцатью людьми в камуфляжной форме вторгся в частные владения нашего общества по адресу: ул. Нефтяников, 90, и скомандовал водителю автокрана переместить железобетонные плиты перекрытия, принадлежащие обществу, с одного места на другое», — говорится в жалобе. — «Депутат приказал водителю автокрана продолжить работы, в результате чего автокран колесом наехал на ногу Муратова В.А., причинив ему телесные повреждения». А дальше - больше. По заявлениям представителей бизнес-структуры Муратова, сотрудники ГК «РОСБИ» и лично Н.Сомов якобы неоднократно предпринимали попытки пресечь подачу электроэнергии в ТЦ «Атмсфера» вплоть до повреждения кабеля и сноса опор, на которых он располагается. Даже был эпизод, когда на злополучный кабель наехал «Мерседес-Бенс» У 002 СА, водителем которого является Н.Л. Сомов. «Он произвел разрез электрического кабеля ножницами» (См. «Хронограф» №15 (414) от 23.04.12 и № 17(416) от 14.05.12). Силовики в отношении Сомова и сотрудников «РОСБИ» никаких мер за эти деяния не предприняли.
А недавно Н.Л. Сомов оказался вновь в центре скандала. Как сообщило «Самарское обозрение» в ноябре 2012 г., в интересах бизнесмена Сомова велась добыча песка в водоохраной зоне р. Кутулук Богатовского района. И опять отрадненскому «олигарху» все сошло с рук – «силовики не смогли оценить размер причиненного ущерба, в связи с чем дело возбуждено не было» (СО №79 от 12.11.12).
Становится даже немного тревожно за Отрадный, Богатовский и Кинель-Черкасский районы, где Сомов может стать депутатом. Не воцарятся ли здесь «разборки» в духе «90-х» со всем, что их сопровождало