В настоящее время законодательные органы представительных органов местного самоуправления выходят с инициативами внесения изменений в Уставы муниципальных образований, касаемых выборов их глав. На мой взгляд, речь идет о нарушении конституционных прав граждан, не просто об изменении Уставов, а о том, что структура самоуправления будет полностью реорганизована. В 90-е годы демократы радовались переменам, что выборы всеобщие, альтернативные, что можно открыто высказывать свое мнение и принимать коллективное решение. Прошло 20 лет и чего они добились? Что надо опять назначать глав или еще что-то делать, лишь бы не допустить волеизъявления народа. Я считаю, что люди должны жить в защищенном государстве и выражать свою волю. Власти же лишают граждан конституционного права самим выбирать своего главу.
В соответствии с Конституцией РФ свободные выборы являются высшим непосредственным выражением власти народа (ч.3 ст.3); граждане РФ участвуют в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей, в т.ч. имеют право избрать и быть избранными в органы госвласти и органы местного самоуправления и участвовать в референдуме (ч.2 ст.32); эти права в РФ как демократическом правовом государстве признаются и гарантируются согласно общепризнанным принципам и нормам международного права. Ратифицированная РФ Конвенция о защите прав человека и основных свобод закрепляет право на свободные выборы и в целях его реализации - обязанность государства проводить с разумной периодичностью свободные выборы путем тайного голосования в условиях, обеспечивающих свободное волеизъявление народа (ст. 3 Протокола № 1). Это же закреплено в Международном пакте о гражданских и политических правах.
Однако на деле получается, что граждан лишают права избирать глав муниципальных образований и тем более избираться ими. Так как теперь, чтобы избираться главой, необходимо для начала пройти в депутаты, а потом избранное политическое большинство решит, кому рулить. Следовательно, право гражданина, не являющегося представителем политпартии, не реализуется.
Право граждан участвовать в управлении делами государства через своих представителей, также, на мой взгляд зависает в воздухе и перестает реализовываться, поскольку избирая того или иног депутата, гражданин, отдавший за него свой голос, видит его в качестве своего представителя именно в думе, а не в должности главы муниципального образования.
12 декабря 1993 г. всенародным голосованием, мы, многонациональный народ России, приняли Конституцию РФ, а где же ее соблюдение?
Убежден, что люди, отвечающие за исполнение норм Основного закона, посмотрев на то, что происходит в нашем государстве, должны сложить с себя все обязанности, поскольку, на мой взгляд, как показывает практика, они не в силах защищать и оберегать права граждан страны и уйти, принеся публичные извинения своему народу.
В случае принятия думами представительных органов местного самоуправления решений о внесении данных изменений в Уставы муниципальных образований, юридическая служба обкома КПРФ рассмотрит на своем заседании вопрос о возможности обращения в суд и целесообразность направления соответствующих обращений в надзорные органы, поскольку полагает данные действия нарушением конституционных прав граждан.
Валентин Сошников, руководитель юридической службы обкома КПРФ