» » На прошлой неделе показали "Солнечный удар"
Информация к новости
  • Просмотров: 1 184
  • Автор: trudsamara
  • Дата: 10-11-2014, 14:38
10-11-2014, 14:38

На прошлой неделе показали "Солнечный удар"

Категория: Аналитика

ПАВЛИН БЕЗ ХВОСТА
Наше всеядное телевидение выдавило на экраны из своих недр, словно надоевшую жвачку, фильм Никиты Михалкова « Солнечный удар». Пережевывали и мусолили его долго. Гнали рекламу, давали анонсы, сам Михалков на российском телеканале вещал нам о трудностях съемки.
Трудности и впрямь были невообразимые…
На краю света, в забытой богом Швейцарии ловил Никита солнечные лучи, чтобы наполнить ими киноленту. А погода была против него. Хорошо бы тут упомянуть о 40-градусных морозах, арктической пурге, смерчах и тайфунах для возвеличивания героического подвига нашего маститого режиссера. Но ничего этого не было. А была просто пасмурная погода с прояснениями. Конечно, никаких особых талантов для ловли солнечного луча не надо, только ловкость рук. Отдадим должное Михалкову - луч он поймал!
Вот и еще одно героическое свершение Никиты. Только ему было по силам заполучить на фильм $25 млн. и доставить в Швейцарию, где отыскался колесный пароход, горы съемочного реквизита. Этих миллионов хватило бы, как говорят специалисты, на 10 хороших фильмов.
А третий раз Никита отличился, когда возглавил коллектив сценаристов и обогатил своими сочинениями творчество Ивана Бунина. Так обогатил, что на том свете, если он есть, знаменитому писателю на глаза лучше не попадаться…
Итак, первые кадры фильма.
Командующий Южным фронтом Фрунзе предлагает по телеграфу белогвардейцам в Крыму сложить оружие. Ответа нет. По безлюдной улице мчится трамвай под красными знаменами. Павлин с общипанным хвостом стоит на холодном революционном ветру. Выстрелы - нет павлина. Лежит, земля ему пухом…
Вот такая запевка.
А теперь о самом фильме, в основу которого кроме рассказа Бунина «Солнечный удар», положены и его воспоминания «Окаянные дни». События в рассказе Бунина начинаются стремительно. Молодой офицер и замужняя дама только что познакомились на пароходе, их неудержимо тянет друг к другу. Вот он, солнечный удар! Они сходят на берег и проводят бурную ночь в какой-то уездной гостинице. Утром он ее провожает на пароход. Ни адреса, ни даже имени дамы офицер не знает. Остаются только сладостные и мучительные воспоминания.
Михалков и его команда обогатили Бунина так, как ему не снилось и в кошмарных снах. Во- первых, знакомятся молодой офицер и дама не торопясь, с приключениями. Денег режиссеру власть отвалила по самую завязку, зачем спешить?
Вот у дамы на палубе срывает ветром капроновый шарфик, и офицер устремляется за ним в погоню. Сейчас поймает и придет с этим шарфиком, чтобы его вручить, а самому – представиться даме. Ход, конечно, простенький, но уж какой есть. Однако офицер бегал, бегал, но ничего не поймал. И возникает вопрос, на кой ляд Михалков надоедливо морочил нам голову этим порхающим шарфиком и беготней офицера по пароходу? Конечно, в этом можно усмотреть намек на призрачное счастье. Вот оно, рядом, а попробуй, ухвати. Но в этой истории все призрачно и без шарфика.
Вот тот же молодой офицер покидает судно вслед за дамой. На пристани рассмотрел: ба-а-а, дама, оказывается, не та… А пароход уже отчалил. Но тут его настоящая дама, оставшаяся на пароходе, уговаривает капитана повернуть назад , и наш недотепа, кривляясь и приплясывая, поднимается на борт.
Кто бы мне объяснил, для чего Михалковым выдумана и снята эта история? Повеселить зрителя? Но мы ведь не хохмочки надеемся увидеть в фильме, а нечто другое. Или режиссер решил таким образом показать нам, что парень от нахлынувшей любви – солнечного удара! – совсем потерял голову? Голову он, конечно, мог потерять, но ведь глаза-то оставались на месте.
А вот еще один эпизодец от нашего маститого режиссера.
Офицер – наверняка, дворянин, воспитанный человек, честь имеет - входит в каюту своей дамы. Пока ее нет, рассматривает фотографии, роется в ее шкатулке, нюхает табак (он тоже имеется в каюте благородной женщины), а потом, громко чихая, шеметом выскакивает в коридор.
Смотришь на все эти режиссерские выкрутасы и не покидает ощущение банальной интрижки, в которой можно подурачиться и публику посмешить.
Наконец-то двое влюбленных оказались в гостиничном номере. Дама строго говорит застывшему у порога офицеру, чтобы не подходил. Да он и не рвется. Стоит себе и стоит. Никакого солнечного удара, два хладнокровных, трезвомыслящих человека. Это у Бунина они бросаются друг другу в объятья, когда остаются одни. Но потом Михалков, словно бы одумавшись, заставляет даму раздеться. Офицеру надо бы хоть мундирчик сбросить, пыльный ведь. Но он чего-то ждет. Видимо, страсть иссякла, пока по велению режиссера выделывал кренделя. А может банально оробел. И вот она сама, голенькая, идет к нему, чтобы слиться в киношном любовном экстазе .
У Бунина утром офицер отвез свою даму на пристань. Великий писатель не мог допустить, чтобы его офицер проспал отъезд. У Михалкова нет офицера, нет солнечного удара. Есть безответственный мальчишка, для которого все это лишь забавное приключение. Он, естественно, проспал отъезд своей дамы. И сколько бы после этого не вздыхал, не закатывал глазки в сладостных воспоминаниях, во все это уже не верится.
И вот тот же молодой человек, годы спустя, среди сдавшихся в плен офицеров белой армии спрашивает то ли нас, то ли самого себя: «Как все это случилось?». Сразу и не понять, что такое «это», ведь режиссер-то бросает зрителя на палубу парохода, в безмятежные дни, то в Крым, где пленные белогвардейцы ждут решения своей участи. Поневоле думаешь, что офицер еще не оклемался от того любовного эпизода, хотя ситуация - не до любви. И разговоры вокруг о судьбе Родины, офицерской чести прочих высоких материях.
Судя по всему, офицер в этом «все» обьединяет и страну, и былую жизнь. Дело, за которое он воевал, проиграно. Странно, что офицер это не понимает. Видимо, и сам Михалков до сих пор не понял, как его высокородные предки профукали тогда власть в стране. Правда, недавно им удалось ее вернуть, но ведь точка в истории еще не поставлена.
А что же остальные пленные офицеры? Да ничего. Один, совсем юный, бегает с фотографическим аппаратом, чтобы сделать общий снимок. «Апофеоз примирения» - как не без иронии называет будущую фотокарточку офицер в годах.
- Нет примирения и смирения нет, - горестно вздыхает наш герой.
Да уж какое там примирение, если один, проигравший все сражения вояка, готов разогнать охрану и снова попытать счастья в борьбе за утраченную дворянскую Россию. Другой не хочет ни работать в новой стране, ни эмигрировать за рубеж.
Какие-то ни о чем не говорящие эпизоды нанизываются один на другой. Звучат разговоры о том, что нельзя отсидеться на зеленой лужайке, когда решается судьба страны. Тема примирения - из той же арии. Чувствуете, какой глобальный и высокопатриотичный у режиссера замах?
Только все это болтовня, треп. Офицеры не отсиживались. Они воевали за свои идеалы, как могли. Идеалы оказались гнилыми – вот в чем их беда. Народ победить нельзя. Но это никто не признает. Они еще пытаются хорохорится друг перед другом, распускают павлиньи хвосты. Но дело идет к концу.
Пленных офицеров сажают на старую баржу. И вот она уже на горизонте, медленно уходит под воду. Жалко этих русских людей. Царство им небесное, потому что земное царство отвоевать у восставшего народа не удалось. И теперешний захват власти с помощью предателей Горбачева, Ельцина и других – временный. Человечество медленно, но все–таки избавляется от рабства, сколько бы не призывали к единению богатых и бедных, ворюг и честных людей. Этот призыв можно усмотреть и в фильме Михалкова - русского барина голубых кровей. Сам режиссер, сотворивший за баснословные деньги посредственный фильм, мне тоже напоминает потрепанного павлина. С каждым его фильмом все меньше остается перьев в хвосте. Вот и этот фильм в рейтинге из 10 возможных набрал лишь 6,5 баллов.
-После его « Утомленных солнцем» думал, что хуже нельзя. Оказалось, можно…
Это лишь один из многочисленных комментариев в Интернете.
$25 млн ушло на удовлетворение амбиций одного человека. Значит, не будет десятка хороших фильмов. Или двух десятков детских садов. Или больниц.
Кто как, а я ни согласиться, ни смириться с этим не могу и не хочу.
Александр Петров





Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Архив новостей

Март 2024 (7)
Февраль 2024 (4)
Январь 2024 (6)
Декабрь 2023 (6)
Ноябрь 2023 (5)
Октябрь 2023 (4)
^