Самарское метро отдадут бизнесменам?
Цена фантастических обещаний областного министра Кобенко может оказаться слишком высокой
Недавно в эфире ГТРК «Самара» министр экономического развития и торговли области А. Кобенко буквально ошеломил зрителей крайне смелым заявлением о грядущем строительстве новой ветки нашего метро; новая ветка должна быть построена к ЧМ по футболу 2018 г. Ее планируется подвести в пос. «Радиоцентр», к новому стадиону от станции «Российская», на что потребуется около 80 млрд.руб.
Это заявление на фоне длящегося уже 5 лет строительства станции «Алабинская» многим показалось не убедительным. В своем блоге депутат Губдумы М.Матвеев вспомнил слова предыдущего губернатора В.Артякова (2007 г.), обещавшего вводить каждые 2 года по станции!
И где все это? «Стахановские» темпы можно прогнозировать только если строительство будет подкреплено очень серьезным финансированием, не говоря уже о технической стороне вопроса. Но на Москву расчитывать пока не приходится - поскольку после кризиса 2008 г. финансирование строительства метро из федерального бюджета было прекращено. Не заложены средства на подобные стройки и в федеральном бюджете на 2013 г. Даже предложение Минтранса о выделении всем регионам 28 млрд. руб. на строительство метро Минфином было отклонено.
Однако Кобенко в своем выступлении упомянул о возможности привлечения внебюджетных средств. Вероятно, министр определенные надежды связывает с перспективой принятия ФЗ «О метрополитенах и других видах внеуличного транспорта и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ», разработанный Минтрансом. Ожидается, что после его принятия, в федеральном бюджете появится отдельная статья расходов на строительство метро в регионах.
С другой строны, понятно, что даже всех 28 млрд.руб. не хватит для воплощения планов министра. Тем более, что законопроект в Госдуме рассмотрен будет лишь в весеннюю сессию 2013 г., а значит, соответствуюшая статья расходов может появиться только в 2014 г. Но суть не в этом. Настораживает то, что «Закон о метро» предусматривает привлечение внебюджетных средств заключением концессионных соглашений, а также иных соглашения о «государственно-частном партнерстве». По ФЗ «О концессионных соглашениях» в концессионное владение отдается государственное или муниципальное имущество на условиях, что концессионер в оговоренный соглашением срок обязуется создать и (или) реконструировать определенное имущество.
Пример такого соглашения - рядом. В этом году по результатам аукциона в концессию было отдано самое прибыльное муниципальное предприятие – «Самараводоканал». Подконтрольное В.Вексельбергу ООО «Самарские коммунальные системы» взяло в аренду «Самараводоканал» на 35 лет, обязавшись ежегодно платить арендную плату 103 млн.руб. При этом, как следует из годовой отчетности МП «Самараводоканал», только за 2010 г. предприятие получило прибыль в размере 169 млн.руб. По условиям соглашения компания Вексельберга обязалась сократить аварийность на 15%, снизить количество засоров на 40% и т. п. Только вот спросить с концессионера за выполнение условий соглашения можно будет только через 35 лет, а в свои права владения он вступит уже с 1.01.2013 г...
Возможно, метрополитен будет отдан во владение некоему «инвестору» с условием строительства 2-3 станций метро до стадиона в пос. «Радиоцентр»? Кто-то возразит, что МП «Самарский метрополитен» убыточное предприятие и им никакой предприниматель не заинтересуется. Но! По данным финотчетности, предприятие только за январь-декабрь 2011 г. зафиксировало убыток в размере 46,4 млн.руб. Однако в ноябре 2012 г. контрольно-счетная палата Самары озвучила результаты проверки: у МП за 2010-2011 г.г. были занижены доходы от сдачи в аренду помещений на 9,3 млн.руб. и недополучено 31,6 млн.руб., от договоров на размещение рекламы на заведомо невыгодных условиях. Помимо этого, в бухгалтерских отчетах данные по статье «доходы» были занижены на 61,1 и 170,7 млн.руб. соответственно. Так что при правильном подсчете доходов «Самарский метрополитен» оказывается вполне прибыльным. Поэтому бизнес может заинтересоваться этой концессией. Возможно, у Кобенко уже есть на примете какой-то «концессионер», который потом будет сам определять цену на проезд в самарском метро?
Андрей НЕРЕТИН, обозреватель «ТС»