Коррупция в высшем образовании
Обычно, когда говорят о коррупции в вузах, имеют в виду то, что лежит на поверхности с чем сталкивался и регулярно сталкивается, наверное, почти каждый российский гражданин: взятки, которые берут преподаватели за экзамены и зачеты. Назовем это педагогической коррупцией. Ее формы и способы весьма разнообразны. Взятки даются чаще всего деньгами, но нередко и подарками, а также различного рода услугами, вплоть до физической работы на фазенде преподавателя. Взятки берут напрямую или через посредников или доверенных лиц.
Что весьма печально - педагогическая коррупция нередко устраивает обе стороны: и студентов, и преподавателей. Студенту легче заплатить, чем учить. Педагог, погрязший во взяточничестве занимается профанацией учебного процеса. Особый случай - это когда студент вместо учебы где-то работает и часть заработанных денег тратит на взятки педагогам.
Педагогическая коррупция всем хорошо известна и вычислены даже суммы ее по стране и по категориям вузов и специальностей.
Однако, в вузах сложился и другой не менее опасный, но менее известный вид коррупции - бюджетная или административная коррупция. Это - расхищение бюджетных средств администрацией вузов, а также использование администрацией служебного положения для личного обогащения.
Масштабы этой коррупции весьма впечатляющи: она может составлять до половины и более бюджета вуза. В результате средства, выделяемые на оплату труда педагогов и организацию педагогического труда, идут в карманы ректората и сотрудников, обеспечивающих саму процедуру хищений (обычно это бухгалтерия и проректоры по строительству и хозяйственной части, а также экономический отдел и приемная комиссия).
Источники или способы хищений бюджета администрацией вуза многообразны. Перечислим те, что известны нам. Способ первый - несправедливое и тайное распределение администрацией вуза фонда зарплаты и в особенности премиального. Администрация тайно от трудового коллектива начисляет себе огромные зарплаты и премии, а основная масса преподавателей годами не видит законных квартальных премий и получает нищенские оклады.
Способ второй - различные ремонтные и строительные работы. Составляются завышенные в десятки раз сметы, пишутся фиктивные сметы и поддельные зарплатные ведомости за невыполненные фактически работы, а деньги пилятся между теми, кто причастен к этому делу.
Способ третий - спекуляции при приеме абитуриентов. Даже введение ЕГЭ не устранило этих спекуляций, а сделало их в разы более дорогостоящими для клиентов. Изменились лишь технологии взяточничества, а само оно осталось.
Кормушка четвертая, весьма излюбленная деканами - отчисление, а затем платное восстановление нерадивых студентов. Многие деканы на этом нажили целые состояния.
Кормушка пятая - праздники и юбилеи, когда можно списать без особого контроля огромные суммы и спокойно положить их себе в карман. Но эта кормушка на любителя.
Кормушка шестая - материальная помощь студентам. Студентов заставляют писать заявления на материальную помощь и расписываться за ее получение, а реальные деньги обычно отдают декану, который отстегивает долю ректору.
Кормушка седьмая - студенческие стройотряды, когда за реальный труд студенты фактически ничего не получают, или получают гроши, а по фиктивным ведомостям руководители присваивают нехилый фонд зарплаты.
Кормушка восьмая - увеселительные загранкомандировки администрации за счет бюджета вуза, а также лечебные и санатороно-курортные мероприятия ректората и членов их семей, оплачиваемые также из бюджета вуза.
Кормушка девятая - налоги на аспирантов за поступление в аспирантуру. Бюджетных аспирантов заставляют платить взятки и весьма немалые. Что уж говорить про внебюджетных.
Кормушка десятая - вузовская самодеятельность. Это - некая черная дыра, куда можно списать кучу денег и никто ничего толком не проверит.
Мы не претендуем на полное описание способов административной коррупции. Добавим лишь еще штрих. Административная коррупция всегда нуждается в крышевании.
Хорошо закрышованная административная коррупция процветает в российских вузах в тени педагогической коррупции, переплетаясь с ней в один порочный клубок, фактически уничтожающий высшее образование.