Что ни говори, а играть в рыночную экономику наша власть любит. Любит, хоть и не умеет. И потому горожане оказываются в таких ситуациях, когда пессимисты говорят: «Все плохо», а оптимисты добавляют: «А будет еще хуже!»
Экономят на людях
Вот, например, общественный транспорт. С самого начала этого года – хоть он и не високосный – пенсионеров ничего хорошего не ждало. Во-первых, многих из них лишили права на получение денежной выплаты на проезд в общественном транспорте. Так, вышедшие на пенсию после 31 марта 2015 года право на компенсацию проезда в размере 270 рублей имеют лишь в том случае, если величина их пенсии не превышает полутора прожиточных минимумов, или меньше 11 625 рублей. Кроме этого 270 рублей лишились все работающие пенсионеры, данные о которых поступают в Пенсионный фонд.
Затем Правительство Самарской области, по-видимому, решило, что принятых мер для более «эффективного использования бюджетных средств» (цитата из официального пресс-релиза. – Прим. авт.) недостаточно. И завернуло гайки потуже. А именно: с 1 февраля 2017-го число льготных поездок по социальным картам ограничили пятьюдесятью в месяц. А с марта 2017-го лишат права бесплатного проезда и работающих ветеранов труда.
Ездуны-маньяки и губернатор
Ранее льготники (пенсионеры, ветераны боевых действий и др. категории) могли ездить без подобных ограничений, активировав социальную карту на 270 компенсационных рублей. Но с февраля правительство Самарской области, по-видимому, решило оставить без льгот и неофициально работающих пенсионеров. Ну, чтобы те, вдруг разбогатев за счет бюджетных денег, не смогли колесить по заграницам, как, например, европейские пенсионеры. Правда, теперь раскошеливаться на проезд придется и бабушкам-дедушкам, возящим внуков в школу или детский сад, ездящим на лечение в другой район города, добирающимся летом на дачу или просто не желающим сидеть в четырех стенах.
Объясняя причину введения столь жестких мер для пенсионеров, губернатор Самарской области Николай Меркушкин заявил: «Есть случаи, когда государство просят компенсировать выплаты по 1000–1700 поездок. Это немыслимая цифра и непосильная для областного бюджета. Поэтому количество поездок будет упорядочено – будут компенсированы не больше 50-60 поездок. Для всех пенсионеров эта льгота останется», – цитирует губернатора «Волжская коммуна».
Иными словами, по словам губернатора, в регионе есть пенсионеры, совершающие по 33-57 поездок в день или буквально живущие в общественном транспорте. Но ведь столько проехать за один день не по силам и здоровому молодому человеку, не говоря уж о пенсионерах и других льготниках! Таким образом, можно предположить, что, придумывая байки про маньяков-ездунов, региональное правительство решило сэкономить на людях, причем самых незащищенных, и при этом их же самих выставить виноватыми.
Жители Самарской области не согласны с такой ситуацией и обратились с петицией к президенту России. В ней они требуют сохранить социальные карты безлимитными для пенсионеров, ветеранов боевых действий и других льготников.
Концепция ухудшения
Тольяттинцам с транспортом, как водится в последнее время, «повезло» больше всех. Поскольку общественный транспорт нашего города подвергся реформе, автором которой является мэр Сергей Андреев. В итоге муниципальные предприятия АТП-3 и ТТУ дышат на ладан, а с коммерческими перевозчиками юристы мэрии все чаще общаются в судах. Правда, юристы мэрии как-то уж совсем инфантильно проигрывают в судах каждому встречному-поперечному юристу от коммерсантов. Что неудивительно, ведь в случае проигрыша никто из мэрских чиновников не расплачивается за свои ошибки из собственного кармана. За все платит бюджет, то есть налогоплательщики – мы с вами. В таких условиях проигрывать – сплошное удовольствие. Кроме того, представьте, как может быть благодарен коммерсант мэрскому юристу за халатное отношение к своей работе!
Однако, вернемся к транспортной проблеме Тольятти.
Начало реформе было положено в 2014 году, когда проектировщики из Санкт-Петербурга завершили работу над концепцией развития улично-дорожной сети Тольятти. Кстати, за нее город заплатил порядка 10 млн рублей. И вот с 2015-го года эту «золотую» концепцию стали воплощать в жизнь. Может, власти и взаправду искренне хотели сделать как лучше. Однако у них это не получилось. Для многих тольяттинцев еще свежи в памяти впечатления от той сумятицы и неразберихи, которыми одарили их власти аккурат после нового, 2015 года. Где какой автобус следует, как изменилась маршрутная сеть, многие горожане узнавали «методом тыка», поскольку таблички на остановках с номерами маршрутов появились значительно позже, чем была изменена маршрутная сеть.
Но для тольяттинцев главная неприятность от реформ заключилась не в этом. Концепция улично-дорожной сети преследовала основную цель разгрузить городские дороги, а мэрия с помощью проекта стремилась обеспечить большую рентабельность муниципальных предприятий. Потому маршрутную сеть Тольятти здорово скорректировали, исключив дублирующие маршруты и передав коммерсантам наиболее нерентабельные маршруты. Таким образом, из 80 городских маршрутов 35 достались частникам, это почти половина – 44%. Канули в лету троллейбус № 1, автобус № 11, троллейбус № 18, соединяющий все три района города, и другие.
Пути следования многих жителей теперь предполагали пользование только коммерческим транспортом. Так, например, случилось в Портпоселке. Его жители упорно вели борьбу с городской властью за право добираться на работу и домой на муниципальном транспорте, однако чиновники их не хотели слышать. Зачем? В мэрии аргументировали исчезновение троллейбусных и автобусных маршрутов тем, что по условиям муниципальных договоров коммерсантов обязали перевозить льготников, оплачивающих проезд социальной картой жителя Самарской области. Однако с самого начала частники заупрямились, не захотев возить льготников. Ведь для того, чтобы получать компенсацию от области за перевозку пенсионеров, им необходимо было приобрести дополнительное оборудование, считывающее социальные карты. А вот теперь, когда начались «фокусы» с количеством поездок, задумка чиновников обернулась большой проблемой.
Ждите на морозе
Коммерческие перевозчики в течение двух лет пытались и через суды, и через Федеральную антимонопольную службу перевернуть ситуацию в свою сторону. И вот с наступлением 2017 года им, похоже, это удалось. С 1 января 2017 года правительство Самарской области отказалось субсидировать перевозки льготников на маршрутах с нерегулируемыми тарифами. И теперь льготники могут ездить только на муниципальных автобусах и троллейбусах, осуществляющих перевозки по регулируемым тарифам. Таким образом, региональное правительство своим постановлением выгнало пенсионеров из маршруток на мороз ждать муниципального транспорта.
Недальновидность своих решений руководство муниципалитета пытается компенсировать обещаниями: «Мэрия не удовлетворена такой ситуацией. На сегодняшний день мы продолжаем работу, чтобы вернуть возможность льготным категориям граждан осуществлять проезд, в том числе на коммерческом транспорте. Мы сейчас судимся с коммерсантами относительно этой ситуации. Дело находится в первой инстанции, ряд судебных заседаний по этому поводу запланирован на февраль», – заявил руководитель департамента дорожного хозяйства и транспорта Павел Баннов на заседании комиссии по городскому хозяйству в думе.
Что же делать льготникам, пока мэрия будет решать вопросы в судебной плоскости, перспективы которой весьма сомнительны? Одно из двух: морозиться в долгом ожидании общественного транспорта или сидеть дома. А если ехать все-таки нужно?
Игорь МУХИН
Комментарий депутата Самарской губернской думы Алексея КРАСНОВА:
– Не хочется говорить банальными фразами, но по-другому и не скажешь: «Мы же предупреждали!»
Когда шла выборная кампания летом 2016-го года, я ходил по дворам и разговаривал с пенсионерами. И некоторые пенсионеры на полном серьезе мне говорили, что им не до политики, что их спасут не коммунисты и смена социально-политического курса, а картошечка и моркошечка, посаженные на даче.
Я им, пенсионерам, объяснял, что бензин стоит 35 рублей, а будет стоить еще больше, если не забрать у олигархов доходы с экспорта нефти, газа и алмазов. Объяснял, что еще пара лет, и пенсионеры-дачники просто не смогут доехать до дач – это элементарно будет им не по карману. Пенсионеры пожимали плечами.
«Ты вот мне сделай лавочку на остановке! – Трясла клюшкой дачница лет эдак под 90. – Тогда я за тебя проголосую!»
Такая у людей психология. Такая ментальность.
И вот теперь, когда социально-политический курс в стране, области, городе продолжает сворачивание социальных гарантий для пенсионеров, они, пенсионеры, удивляются: как может власть принимать такие антинародные решения?
Как оказалось – вполне себе может. И не нужно ей (власти) никакого народного доверия. Главное – контролировать избирательные комиссии. Иметь возможность впихнуть пачку бюллетеней за руководителя администрации Сира Сидоровича, который двадцать лет имитирует управление территорией, а на самом деле только и озабочен, что откатами от коммерсантов и лоббированием фирм, которые возглавляют его сыновья, племянники, свекры, тести.
Пенсионеры должны понять: их льготы предложило сократить правительство Самарской области (читай – губернатор), и это предложение одобрила Самарская губернская дума, в которой абсолютное большинство – депутаты от «Единой России» (тоже читай – губернатор). И губернатора, и депутатов официально выбрал народ. Именно у них пенсионеры и должны потребовать возвращения всех льгот, отнятых недавно.
А деньги на эти льготы у правительства есть. 200 миллионов можно сэкономить на телеканале и газете, которые пиарят «мудрые» решения власти. 1 миллиард можно сэкономить на «Крыльях Советов». 40 миллионов – на религиозных организациях, занимающихся какой-то просветительской деятельностью. Свыше 100 миллионов – на всевозможных социологических опросах, якобы проводимых для правительства области. Свыше 200 миллионов – на праздниках. Вот видите, навскидку 1,5 миллиарда нашлось. А если посмотреть пристально, с полицией и прокуратурой, то и 10 миллиардов найти можно. И на пенсионеров, и на многодетные семьи, и на сирот – на все хватит.